TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

     

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я вижу, что Мыльников с тех пор, как усомнился в Справедливости как универсальной ценности ("Изобилие” 1955), не только впал в пробуддизм, но и то и дело взрывается против обмана вокруг Справедливости (“Пробуждение”, 1957, Занавес Кремлёвского дворца съездов, 1961, "Прощание”, 1975). – Психологически это можно принять: не так уж сильно владеет его подсознанием идеал пробуддизма, и то и дело уступает возмутившейся активности души. Догма звучит иначе: что идеал – это сильное явление, сопротивляется своему исчезновению и замене. Но я ж не догматик.

    Итак, что преподнесёт Кудреватый?

    "Для другого типа пейзажей Мыльникова характерен более динамичный, напряженный модус. Он достигается в тех случаях, когда художник применяет особый тип композиции — так называемый “букет”, “веер” или “взрыв”. Основание, из которого вырастает подобная структура, чаще всего имеет слегка выпуклую, дугообразную форму, еще больше оттеняющую радиальную направленность линий стволов деревьев. Скосы, срезы угла картины этими линиям могут быть весьма разнообразны: от незначительных, захватывающих лишь самый край полотна, до почти совпадающих с диагональю. Это, например, “Пейзаж” (1970), “У озера” (1974), “На берегу” (1974)”.

    Мыльников. Пейзаж. 1970.

    Мыльников. У озера. 1974.

    Мыльников. На берегу. 1974.

    Ну, во-первых, “У озера” мало чем отличается от картины “Светлый день”, 1975 (см. тут). То же истаивание лица и не только: тонких веток, дальнего леса, - та же индифферентность поверхности воды по отношению к тому, что полагается ж отражать берега. Та же задумчивость и малочувствие. Совершенно не ощущается взрыв в том или ином наклоне всех деревьев справа вправо и в наклоне почти всех деревьев слева влево. (Это уже не первый раз я не чувствую того, что пишет, что чувствует Кудреватый. Я подозреваю, что над ним довлеет иногда дурной формализм – натягивать знакоподобное на композицию.)

    Не чувствуется взрыва* и в картине “На берегу”. А вот ветер (выстроились мазки сверху слева вправо вниз там, где зелень) есть. Порыв, что ли, местный? Потому что гладь воды остаётся неколебимо ровной. Но главное – прямо мраморность совсем раздевшейся женщины. – Воплощённое бесчувствие к ветру. Что навевает всё же тот же пробуддизм.

    Остаётся порыв ветра в “Пейзаже”. Он выражен ивоподобными ветвями. И опять никакого ощущения взрыва. Белый и тёмный чахлые вертикальные стволы слева и справа картины взрыву противостоят. Можно думать, что и строго вертикальная фигура человека тоже выражает бесчувственность к ветру, как – гораздо лучше – выражает это мраморность женщины в картине “На берегу”.

    Чего я не понимаю, это белизны в небе слева у горизонта. Вряд ли тучи заволокли всё небо, и только там остался разрыв. Скорее это незаконченность работы. Правда, её очень дорого продали – за 610 тыс. руб. Но зато в этом же месте это названо этюдом. А этюду запросто быть неоконченным.

    В общем, увы, формалистские потуги Кудреватого опять навели меня на сомнения.

    6 июня 2022 г.

    *- Зато чувствуется врыв тут. Как мажорный аккорд. И “Основание, из которого вырастает подобная структура, <…> имеет слегка выпуклую, дугообразную форму, еще больше оттеняющую радиальную направленность”. И сам остров выпуклый, и солнечные пятна в тени нарочито вытянуты в одинаковые линии и радиально направлены: в центре – на зрителя (сверху вниз), справа – на “юго-юго-восток”.

    Мыльников. Островочка. 1996.

    - Зато всё остановилось в небе и в воде. И фигуры истаяли – еле видны. И как бы слышишь тишину. И ощущаешь уравновешенность из-за симметрии кругообразности в кронах, в пруду.

    8.06.2022.

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

22.08.2022
16:21

Почему был и сплыл Русский художественный союз

      Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл. Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, . . .

21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

20.08.2022
14:16

Формалистская дурь иных искусствоведов

    Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести . . .

19.08.2022
09:40

Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу

    В своём подходе к очередному произведению Мыльникова, “Изобилие” 1955 года, А.Л. Королев, В.И. Снопов, А.А. Мыльников. Изобилие. 1955. Фреска. я исхожу из знания, что он, в . . .

18.08.2022
10:23

Искусство ли татуировки азовцев?

    Чтоб быть конкретным, помещу одну из них. А ещё – реакцию Карена Шахназарова (она, думаю, сопрягается с тем, что у меня брезжит): "На меня вообще сильное . . .

16.08.2022
10:07

Неожиданная актуальность картины 1946 года

    Когда я на неё наткнулся на днях, мне не хотелось с нею разбираться. Мыльников. Клятва балтийцев. 1946. Ну негативно о войне. Что тут неожиданного? Прикладное . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100