TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.04.2007
21:14

Как пишут стихи неграфоманы

    Один мой товарищ (ну дуб в постижении искусства!) говорит: искусство √ это то, что непонятно. У него логика в большом почете. А у меня пунктик, что художественное √ . . .

12.04.2007
19:53

Русские на Паталипутре

    Это потом я стал вчитываться в фразы, вроде таких: ╚Решившись, Удалов вынул шестьдесят долларов, тремя двадцатками, заложил их в грамоту за победу в . . .

20.02.2007
17:27

Николай Рубцов (3-е продолжение)

    Этот опус не появился бы, если б я случайно не наткнулся на настоящий анализ рубцовского стихотворения одного (в книге В. А. Лукина ╚Художественный текст: Основы . . .

03.02.2007
15:54

Николай Рубцов (Еще продолжение)

    Мне все-таки тревожно. Стихотворений Рубцов написал очень много. Всех, прямо, не перечесть √ так страшен их смысл. Сил душевных не хватает. Но вдруг он все же и иным . . .

30.01.2007
21:12

Николай Рубцов (Продолжение)

    Я все-таки очень мало стихов Рубцова прочитал. Пару с начала книги, тройку с конца. А ведь знаю, что был у него счастливый кусочек жизни, связанный с командировкой в . . .

28.01.2007
16:08

Николай Рубцов

    Такую книгу я читал┘ Можно б сказать апокалиптическую. Но нет. Она научная. И потому, - не чета страстному ╚Апокалипсису╩, - написана безэмоционально. Факты, . . .

25.01.2007
18:55

Светлана Фельде

    Чем я могу быть полезен читателям, если всем рассказ нравится и все в нем все поняли? Какой кому интерес вникать, как я могу объяснить какую-то текстовую частность, . . .

28.12.2006
13:59

Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда

    Однажды, в перестройку, я выиграл спор у одного партийного сослуживца. - Знаешь, к чему относилось троекратное ╚учиться╩ в речи Ленина в 18-м году перед молодежью? - . . .

23.12.2006
20:12

"В лоб" и не "в лоб"

    Давно уж (http://art-otkrytie.narod.ru/nabokov.htm, http://topos.ru/article/3942) я вывел для себя, что Набоков всю жизнь имел одного и того же типа идеал √ идеал сверхбудущего. Это видно и из . . .

16.12.2006
14:09

Передвижники

    На одной из игр ╚Что? Где? Когда?╩ зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину . . .

10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере . . .

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе ╚Моторчик╩ (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) ═сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным . . .

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и . . .

30.11.2006
16:34

Николай Васильевич Гоголь

    Я придерживаюсь того убеждения, что писатель это не мыслитель. Ценность его художественного произведения имярек не в открытии истины, неведомой до появления . . .

26.11.2006
15:18

Зачем дневник и неклассический психологизм

    Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это . . .

16.11.2006
19:24

Еще о Брущенко

    ╚Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым╩, - написал Тынянов, имея в виду прозаизмы в (о ужас!) лирике. Брущенко противоположным образом в рассказе ╚С вишенкой╩ посмеялся над своими читателями, знающими и почитающими (или наоборот) его как формалиста.

    Что хочет формализм? √ ╚сделать ощутимым построение языка╩ (Шкловский).

    Серые антиформалисты-реалисты строят свой язык как неощутимый.

    В рассказе ╚С вишенкой╩ (http://www.pereplet.ru/text/brushenko09nov06.html) Брущенко тоже попробовал так поступить:

    ╚Сережа любил бабушку и часто вспоминал ее. Вспоминал, как ему было дурно от переедания, как бабушка, перепугавшись зеленоватого оттенка лица внука и обилия рвотных результатов на ковре, рванув к телефону, нервно вбежала в дверной косяк, прыснув в стороны осколками линз очков. Бабушка почти взревела отчаянием, а Сережа подумал, что "бабушка лишена глаз где-то в той же степени, что он - рук"╩.

    Однако бунтарская натура автора с трудом поддавалась притворству. Зеленоватый оттенок лица, рвотный результат, вбегание в дверной косяк, прыскание бабушки осколками √ это все же достаточно неожиданно. И так всюду.

    Но.

    (Я не поленился и посмотрел объемы рассказов Брущенко.

    ╚Нога толчковая╩ - 69632 килобайт.

    ╚С вишенкой╩ - 69120.

    ╚В защиту собак╩ - 38400.

    ╚Зона отчуждения╩ - 37088.

    ╚Лишний вес╩ - 30208.

    ╚Болезни молодости╩ - 30208.

    ╚Запретный плод╩ - 25600.

    ╚Мальчик, запутавшийся в соплях╩ - 25088.

    Только ╚Нога толчковая╩ больше, чем ╚С вишенкой╩.)

    Я ведь что? - предположил, что ТАК насыщать текст неожиданностями (и не утомлять читателя), как это делает Брущенко, можно только в очень маленьких вещах. ╚Нога..╩ из этого ╚очень╩ выпала. Да и не всё я читал ранее. В том числе и ╚Ногу..╩. Пришлось срочно ее прочесть. - Вижу, и в ТАКОМ объеме напряжение огромное.

    Так хоть я все еще не все прочел, смею утвердиться в мысли, что ╚С вишенкой╩ - вещь разбавленная. Нарочито.

    Нарочитость той же направленности я вижу и в подделках под нехудожественные тексты: милицейский протокол, биографию, жизнеописание. Неудавшиеся подделки. Ибо неординарность автора прорывается.

    Но он ее давит.

    Привыкнув к сметанной густоте других рассказов, я подумал было, что Брущенко стал скисать. Да одумался.

    Он же почти ╚в лоб╩ вывел становящуюся уже пошлой мораль староверов, дескать, потерянное поколение породила реставрация капитализма. Угораздило Сережу родиться у матери пьяницы (оттого, видно, и уродство руки и загадочная предсмертная мамина фраза насчет налейте). На роду написано несчастье - вот оно, пожалуйста, и настигает. Мало, что случайно. За случайностью чуется, мол, закономерность. Социологизм-де (в пику историцизму, т.е. что историю делает случай). Хаос, мол, порождает порядок. За здравие, мол, написана вещь (пусть и с плохим концом).

    А есть понятие ╚минус-прием╩.

    Если я прав, что автор сознательно придал серость данному своему тексту, то на фоне его ярких вещей надо счесть, что он посмеялся над неким позитивом, что на поверхности. Тогда Брущенко нигилист (что, в общем, соответствует и его предыдущим рассказам).

    Мыслимо ли за это отрицать высокую меру художественности его сочинений? Высокую?!

    Мыслимо. Но несправедливо. Ибо искусство это все-таки НЕ нравственность.

     

    16 ноября 2006 г.

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
269828  2006-11-16 20:01:01
Игорь Крылов
- Думаю что суть не в том, что что-то он ломал в своем стиле. Думаю, что и здесь Брущенко остается верным себе. Непринужденно высмеял как в "Лишнем весе" психологию корпоративного успеха. Рабскую и наивную, и в тоже время жестокую и бесчеловечную, на самом деле, зависимость от гордыни, от придуманных, социально-экономических схем. Но и мама героя рассказа была как раз такой же одержимой идеей совершенства, поэтому уродство сына ее и подкосило, это была ее "вишенка" Но вишенка не завязалась (как и у многих нынешних сороколетних), что-то пошло не так. Вот и поколение детей таких родителей, корпоративных мальчиков-девочек-пираний, они тоже хотят сделать карьеру, вырваться из тисков, клешней обстоятельств, но попадают в новые еще более бессмысленные зависимости, не обретая подлинной свободы. Опять автор возвращается к теме бессмысленно, пошло проживаемой жизни, только на примере нового поколения. В общем интересный сюжетец завязывается с автором и его героями, куда-то будет он развиваться-двигаться. Любопытно!

269830  2006-11-16 21:12:18
Валерий Куклин
- Статья понравилась больше текстов БЮрущенко, признаюсь. И с замечаниями последними двумя Игоря Крылова согласен. Но все-таки остаюсь при убеждении, что Брущенко - это возможное будущее новой России, ибо проза эта имеет мало чего общего с русской традицией. А ее как раз и стремится государство нынешнее по имени Россия уничтожить. Натурализма вообще-то и не было фактически на Руси. Так, побаловалисчь, подподстраивались под Запад - и слиняли. Ведь те же "Очерки бурсы" Г. Помяловского, по сути своей,гораздо глуюже и мудрее всего натурализма Западной Европы вместе взятого.

12.11.2006
01:07

Почему рассказ "В защиту собак" стал призером

    В моей семье когда-то завели собаку. Спаниеля безродного. Против моего желания. А мне же и выпало его выгуливать. Бимом назвали. Как Троепольский┘ И хоть я узнал . . .

04.11.2006
19:18

Мандельштам и Сталин

    Я знал, что в русском народе и в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Н. Бердяев Грешен я перед Мандельштамом┘ Написал раз . . .

25.10.2006
02:48

Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)

    А что если Сиротин таки читателя обманул, и вовсе не характерны для Соединенных Штатов Америки скрыто и открыто агрессивные нестарые попрошайки на улицах? Что . . .

10.10.2006
21:11

Не той дорогой идете, товарищи!

    Хорошо, когда тебя не слушают. ╚Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум╩. Никакой ответственности. И √ можно проповедовать идею . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100