Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.03.2024 |
Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России
|
19.03.2024 |
Не перейти грань с этими преступниками
|
02.03.2024 |
Есть ещё те, кто задумывается, «что вдохновляло» художника
|
24.02.2024 |
Кто знает хоть строчку из «Илиады»?
|
09.02.2024 |
Страдания иноагента Ксении Лариной
|
05.02.2024 |
|
30.01.2024 |
Обожаю, когда я себя не понимаю
|
27.01.2024 |
Пластов однажды вырвался из выражения просто радости жизни
|
19.01.2024 |
Пути Господни в варианте художника – исповедимы
|
14.01.2024 |
Я жил и живу в околокоммунизме
|
12.01.2024 |
|
10.01.2024 |
Может, дурновкусие, но мне нравится
|
09.01.2024 |
Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах
|
05.01.2024 |
Миг – и этого больше никогда не будет…
|
03.01.2024 |
Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?
|
03.01.2024 |
Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)
|
02.01.2024 |
Задача искать корни предательства России взывает…
|
31.12.2023 |
Не одолевает ли меня предателемания?
Взявшись искать корни предательства России некоторыми деятелями культуры я рискую впасть в перегибы. Похоже, что первый – в предыдущей статье. Я бодрый голос лекторши, искусствоведа Екатерины Андреевой, связал с её, мол, уверенностью, что колоссальное натурокорёжение, продолженное художниками после Второй мировой войны и длящееся по сей день, это простое выражение осознаваемого идеала Свободы, - Свободы, которой не было в СССР и нет в РФ. Но вот я стал читать её книгу "Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века” (2011) и вижу, что это не так. Скажу больше: она совпадает с моим пониманием философского ницшеанства как бегства ултраразочаровавшегося супериндивидуалиста из Этого скучного-прескучного мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Что у неё не так – это неразличение коллективистских корёжащих (экспрессионистов, дадаистов) и индивидуалистских, иным словом ницшеанских (постимпрессонистов, фовистов, кубистов, абстракционистов, супрематистов). Все пессимисты. И не отличает она их от других корёжащих, прямо детских оптимистов (футуристов), которым единственным я не отказываю именоваться авангардистами, потому что только их идеалом был прогресс в скором будущем (а корёжение было из-за душераздирающих недостатков прогресса). – Для Андреевой же они все авангардисты. Более того, она в ту же компанию включает мало корёжащих коллективистов (символистов) и супериндивидуалистов (стиль модерн). И то, что перекликается с моим иномирием ("Ничто”, “Нуль”) она приписывает всем, кого называет авангардистами. А я – только ницшеанцам. Так я хоть тому радуюсь, что впрямую эту выражаемую художниками сверхстранность она называет совсем определёнными словами. А не намёками, как Шалыгина в 1997 году (у которой и я почерпнул своё иномирие). Ещё меня в Екатерине Андреевой огорчает, что для неё не существует подсознательного идеала автора, ЧЕГО-ТО для восприемника, словами невыразимого. Существовал бы – не смешивала б так все “измы” в авангардизм. Я же запросто могу, например, Малевича считать имеющим осознаваемый коллективистский идеал анархии (это то, какое управление будет – общепринято – при коммунизме: самодеятельное в малых коллективах, объединяющихся максимум в федерацию федераций, по Прудону; и тут Малевич – социальный революционер, против капитализма), а при этом считать его имеющим и супериндивидуалистский подсознательный идеал философского ницшеанства – метафизическое иномирие, не данное его сознанию. Я вычитываю у Андреевой, что он в 1905 году участвовал в баррикадных боях, и это не режется с его осознаваемым идеалом. Она пишет, что его "геометрические декорации и костюмы” участвовали в футуристическим спектакле “Победа над Солнцем” (1913). И это запросто встраивается в футуристическую веру в революцию в технике, в технический прогресс как образ социального прогресса: электричество будет светить людям вместо солнца. И ряд ассоциаций: техника → её преддверие: чертёж → геометрия, - вдохновляют сознательного революционера Малевича. А революция социальная какие имеет изъяны, из-за которых, её славя, надо закусить до крови губу – корёжить (геометризируя всё): первый изъян, что она может потерпеть поражение (как и случилось), второй, что тянет её предать (как и случилось со многими), третий, что её трудно повторить, раскачать себя (что тоже было фактом). Андреева не акцентирует, что Малевич не рисовал тогда для супероптимистичной сцены пессимистичный чёрный квадрат, а предпринял впоследствии шаги уверить, что тогда-то чёрный квадрат впервые и появился. А я его непоследовательность акцентирую и объясняю его внутренней раздвоенностью. Подсознательный идеал тянул его вообще в иномирие, а не в драку за возвращение революции. И он сам себе не отдавал отчёт, что с ним творится. И зря Андреева верит "в интертекстуальные предзнаменования” для именно супероптимистичной “Победы над Солнцем” – "абсолютно черный куб – карета мрачного старца Аполлона Аполлоновича Аблеухова” из “Петербурга” (1912-1913) Андрея Белого, здесь – ницшеанца. Этот куб – для выражения отвращения ко всему-всему на Этом свете Андреем Белым, повторяю, бывшем ницшеанцем в те годы. И не мог этот куб питать супероптимистическое сознание Малевича. Зато, если в словах про корёжение подразумевать не оптимизм скорой победы Прогресса в футуристическом закусывании губы до крови, а подразумевать оптимизм придания таки образа принципиально недостижимому иномирию, то браво, Екатерина Андреева: "Мимо осей рождавшейся в эти мгновения мировой абстракции ложились все “вещные” и в силу этого недолговечные предметные формы мира. К их дроблению и исчезновению, расширяясь от предмета в материю поля – времени и энергий, света и цвета, – вела…”. …не "революция авангарда”, а эволюция ницшеанства. В супрематизме уже нет предметов (геометрическая фигура не предмет), остались только одно-два признака пространства: ближе и дальше. Соответственно – с названием выставки “0, 10”: "…расшифровывается как “выход за нуль творчества”, за “уродство реальных форм” в беспредметное будущее искусства, который осуществляют участники выставки, отряхнув обнуленный прах старой культуры”. А вот к предъявленным Андреевой словесным излияниям Малевича по поводу “Чёрного квадрата” вроде: 1) "…живым царственным младенцем, дитём четвертого измерения и восставшим Христом” (1915);. 2) "…если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала” (1920); к таким словесным излияниям автора вне своего произведения надо относиться, как и всегда: как к вспомогательному материалу, например, здесь – как к иллюстрации, как сознание автора вмешивается и спутывает адекватное впечатление восприемника от самого произведения. Странно, что Андреева не знает, такого научного принципа подхода к словами автора вне своего произведения. Можно ли ей верить про "двух последователей – И. Клюна и М. Менькова”? Чтоб разбираться, надо сказать, как я понимаю эволюцию супрематизма у Малевича. Сперва он бесконечно повторял прорвавшееся из его крайнего отчаяния от Этого мира открытие частичного метафизического иномирия: предметов уже нет (геометрические фигуры одного цвета это не предметы), но от Этого мира осталось ещё пространство (есть ближе и дальше). Это – образное приближение к выражению иномирия. А в “Чёрном квадрате” Малевич воспарил до катарсического выражения. Что такое катарсис? – Формульно: сочувствие 1 + сочувствие 2 = возвышение чувств 3 (катарсис). Тут: 1 – что-то замалёванное, всё, что до сих пор рисовали, 2 – то, чем замалёвано, отрицание (раз такое простое и чёрное) всего, что до сих пор рисовали, 3 – метафизическое иномирие, не имеющее ничего общего с Этим миром. Дальше в супрематизме развиваться некуда. Какие могу быть последователи? Клюн. Супрематизм. 1916. То, что жёлтое, частично проникает под часть синего, означает, что в синем есть разрез. Это как бы два листа цветной бумаги, один из которых имеет разрез. То есть это уже не непредмет, как у Малевича, а всё же предмет. То есть это отступление в силе выражения иномирия даже от начальных работ Малевича в супрематизме. Клюн. Супрематическое исследование. Цвета и формы 1917. Картон, масло. Прорывается ли тут Клюн дальше от предметности, чем первоначальный супрематист Малевич? Если перед нами не брак репродуцирования, то какая-то необъяснимая затенённость есть вверху и внизу листа картона. Вверху в эту затенённость проникает кусочек жёлтого. Слева подобный кусочек жёлтого оторван, чтоб не болтался за пределами картона. Всё жёлтое сложноустроено: 1) обводка контура чёрной тонкой линией и 2) локального жёлтого цвета середина фигуры. – Впечатление, что перед нами проакцентирован факт изображённости чего-то. Это прошлёп в выражении метафизического иномирия? Или это образное выражение принципиальной неизвестности, что изображено? А принципиальная неизвестность – сама по себе есть образ иномирия? Ибо она принципиально неизвестна только в Этом мире? Как-то невнятно. И вот такие отступлени от Малевича: то от сплошности непредмета, то сухой простоты его, то от определённости непредмета Клюн. Супрематизм. 1917 год. Графика. (что произошло с зелёным прямоугольником при пересечении границы круга внизу справа? то же – с оранжевым вверху справа?), то Клюн . Пространственные диагонали, графика.оранжевая невещь обнаруживает такое вещное свойство, как прозрачность. И т.д. и т.п. Что-то не видно приближения относительно даже первоначального супрематиста Малевича к выражению метафизического иномирия. То же – с Меньковым. Нельзя Андреевой верить на слово? Не последовали Клюн и Меньков за Малевичем. Зато как она красиво говорит об иномирии: "Сознание самого художника <…> находит в беспредметности <…> картину снявшей конечность отдельного существования и так победившей смерть бесконечно изменяющейся Вселенной”. А ведь как много творцов стали ницшеанцами именно из-за острейшего неприятия смерти в Этом мире – Чехов (из-за своей чахотки), Нестеров (из-за смерти жены), Акутагава (из-за наследственной психической слабости)… Ну и я, конечно, не стану цитировать бесчисленные отступления Андреевой вообще от иномирия как квинтэссенции духа Малевича. Её непоследовательность я уже не могу объяснить. 21 апреля 2023 г.
|
29.12.2023 |
|
23.12.2023 |
Предатели России оставляют всё же русский след
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"