TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.03.2024
11:06

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Он простой – антисоветизм. Потому что СССР сохранил государственность России и русский менталитет, а Запад теперь поставил задачу то и другое на земном шаре . . .

19.03.2024
14:25

Не перейти грань с этими преступниками

    Писать эту заметку я стал после долгого лазания по интернету в попытках найти что-то, толкующее о пособничестве. Нашёл такое: "В случае, если лицо, не являясь . . .

02.03.2024
17:08

Есть ещё те, кто задумывается, «что вдохновляло» художника

    Это человек, назвавшийся Dzmitry Mikhnevich по адресу https://yablyk.com/245918-bruno-catalano-voyageurs/. Правда, он дал несколько предположений, чему я принципиальный враг, ибо это способ . . .

24.02.2024
18:50

Кто знает хоть строчку из «Илиады»?

    Я б мог знать, потому что не одну заметку написал о художественном смысле этой поэмы на примере первой строки, в частности. Но не запомнил. “Гнев свой воспой…” . . .

09.02.2024
00:08

Страдания иноагента Ксении Лариной

    Начать я хочу с моих страданий. Я внутренне обязан писать разборы художественных произведений. А Ларина журналист. Иноагент. То есть её слова мне интересны (как . . .

05.02.2024
00:00

Деформация и деформация

    ,

     

    Недоброжелатели говорят, что не было блокады Ленинграда. И доказывают, какой огромный грузооборот военной продукции был из города и какой, следовательно, в город. Дескать, просто продовольствие поужали, народ, мол, потерпит, ну не весь же перемрёт. А объяснять-де голод можно – блокадой. Я не знал этих соображений, когда, немолодым уже, бродил вокруг памятника защитникам Ленинграда на площади Победы. Но я знал, что страдания защитников от голода были безмерны. И, может, поэтому мне нравилась худоба фигур на этом памятнике. Вопреки, мол…

    Аникушин. Монумент героическим защитникам Ленинграда. 1975.

    Теперь я знаю, что в росте фигур не 7 голов, как норма, а 9. Но деформация, наверно, распределена на все части тела понемногу, потому что некрасивости не чувствуется. Шея, вроде, длинновата. Но измерение ("У взрослых она равна половине высоты лица” - http://www.anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st051.shtml) искажения не показывает.

    В общем, какая-то незаметная, что ли, деформация. Соответственно и выражение в общем позитивное при негативе-войне – гордость от Великой Победы.

    И совсем другие искажения фигур, когда настроение очень и очень плохое: победа, да, но не социализма, а его извращения, тоталитаризма. Придавившая личность.

    Арефьев. Оборонная серия. Конец 1960 гг.

    В росте левой фигуры верхней картинки 6 голов, а не 7. В нижней картинке – то же. Плюс персонажи нижней в чём-то, похожем на арестантскую одежду.

    Характерны слова о вариантах мемориала Аникушина и Арефьева:

    "Это сопоставление гораздо нагляднее и яснее будет оставить практически без комментариев” (https://stenograme.ru/b/radio/post-blockade-mimesis.html).

    Трусит искусствовед. Деформации Арефьева в других случаях он объясняет так:

    "Тело у Арефьева не может уже быть “нормальным”, оно неизбежно деформировано, оно не может оставаться спокойным и целостным. И это тоже можно счесть следствием изменённого войной восприятия” (Там же).

    Война, в которой победили, не может вызывать ТАКОГО отчаяния. А вот утрата коммунистической перспективы в конце 60-х – может. Это ж уже время достижения ядерного паритета с США. Можно было уже начинать отказываться от тоталитаризма. Ан нет! Хуже того. Необходимость перехода в постиндустриальное общество требовала передачи хозяйственной власти от партии к специалистам. А партия, не желая терять бразды правления, отстранила от дел тех, кто предлагал даже с отсталыми сравнительно со США компьютерами перегнать США за счёт создания автоматизированной всесоюзной системы управления хозяйством. (Арефьев, правда, вряд ли мог знать о таком нюансе отсталости, но он отсталость чувствовал по управлению культурой.)

    *

    А пафос моей статье задала досада на самого себя прошлогоднего, удовлетворившегося обобщенным описанием корёжения действительности Арефьевым в применении к такой картине.

    Арефьев. Я иду за пивом. 1968.

    "Можно сказать, что изображённые люди – скорее не люди, а фантомы, и уж во всяком случае, они никак не выделены на фоне пространства. Разрыв невозможен, отдельное рассмотрение невозможно. Город мыслится только как единое, неделимое пространство. Человек вплетён в пространство – и всё изображение является единым пространством, но не только (и, может быть, не столько) физическим, сколько семантическим. Подобная трактовка человеческого тела, оказывающегося лишь элементом пространства…” (Г.А.Соколов).

    Надо сейчас исправить положение, раз уж кривая вывезла так, что я опять вывернул к этому ужасному Арефьеву, которым призывают восхищаться.

    Мало ж – взять и удовлетвориться догадкой, что на самом деле ТАК ужасало Арефьева, что он ТАК ужасно корёжит натуроподобие. Мало удовлетвориться найденными Соколовым признаками стиля в конкретно таком натурокорёжении, - признаками, найденными и предъявленными читателю в виде общих слов. Надо ж конкретно проследить за, например, "семантическим” изображением и города, и людей.

    Я хоть и не ленинградец, но по городу походил. Мне показалось что-то знакомое в таком здании:

    Сперва я было подумал сравнить с Биржей на Стрелке Васильевского острова. – Нет. Не похоже. В общем, я через некоторое время догадался спросить поисковик: “Петербург архитектура торговых домов”. И быстро нашёл похожее.

    Дом Мартенса.

    Тут, правда, 3 арки, а не 4. Но в том и заключается семантичность изображения. Дом с арками. Оконца над каждой аркой. – Всё. Какая разница, сколько их, арок!

    То же самое с Исаакиевским собором:

    Большой купол в окружении малых. Что с того, что под малыми небо просвечивает в действительности, а у Арефьева – нет…

    То же – с силуэтами людей.

    Есть же у них выступающие вперёд носки обуви и нос? – Есть. Вот и всё.

    Арефьев сумел создать единство стиля на данной картине. Единство натурокорёжения! – Мо-ло-дец!

    А то повадились, понимашь, хвалить за смелость… Горе-формалисты. Я считаю, если уж ты, искусствовед-формалист, то умей хвалить корёжение натуроподобия, хотя бы за признаки единства стиля. А не "оставить практически без комментариев”.

    5 мая 2023 г.

30.01.2024
22:31

Обожаю, когда я себя не понимаю

    Тогда я беру, начинаю в себе разбираться публично. И получаю от этого удовольствие. Этакий человековед. Чтоб иметь право выставлять самокопание на публику, я его . . .

27.01.2024
17:43

Пластов однажды вырвался из выражения просто радости жизни

    Это случилось в 1944 году. Именно тогда он задумал такую картину. (Рисовал её долго.) Пластов. Весна. 1954. И, кто меня знает, знает, что для меня дата создания картины . . .

19.01.2024
15:45

Пути Господни в варианте художника – исповедимы

    У меня был один замечательный товарищ. (Уже умер.) Он был пронзительно умный и тонкий, имею в виду эстетический вкус. Впрочем, я было думал его звать наказывать . . .

14.01.2024
22:29

Я жил и живу в околокоммунизме

    В творчестве, если одним словом. Мне только ясно это стало не очень давно. А лучший товарищ мне прямо об этом говорил полвека назад: “Галилей тогда, получается, . . .

12.01.2024
22:46

Новая тенденция: использовать модную критику либералов во власти для проталкивания вперёд патриотов, мол

    Кто меня знает, знает, что у меня постоянный голод: о чём писать. Как-то мало произведений неприкладного искусства, т.е. с недопонятностью, чтоб мне быть полезным, . . .

10.01.2024
23:07

Может, дурновкусие, но мне нравится

    И я нашёл слова – Пушкина – которые соответствуют, по-моему, этой картине. Быков. Родина. 1973. "Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от . . .

09.01.2024
21:00

Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах

    Я с 2012 года на своём сайте в тетради “Дневник” коллекционирую личные и железные разоблачения разных известных людей и организаций, когда они врут. Но с началом . . .

05.01.2024
22:34

Миг – и этого больше никогда не будет…

    Я смутно мучаюсь. У меня раз за разом получилось, вот, что ницшеанство – это дорога русских творцов к предательству России. Гребенщиков, Макаревич – ницшеанцы… . . .

03.01.2024
19:23

Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?

    Оба – истины ради! Исходные позиции. Филатьев ненавистник Великой Октябрьской революции. Считает Маяковского её подпевалой, замаравшим себя работой с ГПУ и… с . . .

03.01.2024
12:11

Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)

    Ну что поделать? Мне пока не удаётся добраться до самой-самой глубины. Попробую подойти с абстрактной стороны. Ведь искусствоведам не может быть не известно, что . . .

02.01.2024
22:20

Задача искать корни предательства России взывает…

    Взывает к копанию на большой глубине психики. Там, где сходятся крайности. Ницшеанство в искусстве я открыл для себя случайно (в СССР же оно замалчивалось; но не . . .

31.12.2023
20:06

Не одолевает ли меня предателемания?

    Взявшись искать корни предательства России некоторыми деятелями культуры я рискую впасть в перегибы. Похоже, что первый – в предыдущей статье. Я бодрый голос . . .

29.12.2023
22:55

Бедная Пересильд

    Вот, что она сказала о фильме “Вызов” (2023): "Для чего? – Чтобы прийти туда с чистым сердцем и совершить это космическое путешествие с нами. Действительно есть . . .

23.12.2023
20:53

Предатели России оставляют всё же русский след

    Он состоит в нечестности. А та – от неглубокого вживания в ценности нерусские, в западные, в исключительность, высшее положение относительно других людей . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100