TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.03.2024
11:06

Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России

    Он простой – антисоветизм. Потому что СССР сохранил государственность России и русский менталитет, а Запад теперь поставил задачу то и другое на земном шаре . . .

19.03.2024
14:25

Не перейти грань с этими преступниками

    Писать эту заметку я стал после долгого лазания по интернету в попытках найти что-то, толкующее о пособничестве. Нашёл такое: "В случае, если лицо, не являясь . . .

02.03.2024
17:08

Есть ещё те, кто задумывается, «что вдохновляло» художника

    Это человек, назвавшийся Dzmitry Mikhnevich по адресу https://yablyk.com/245918-bruno-catalano-voyageurs/. Правда, он дал несколько предположений, чему я принципиальный враг, ибо это способ . . .

24.02.2024
18:50

Кто знает хоть строчку из «Илиады»?

    Я б мог знать, потому что не одну заметку написал о художественном смысле этой поэмы на примере первой строки, в частности. Но не запомнил. “Гнев свой воспой…” . . .

09.02.2024
00:08

Страдания иноагента Ксении Лариной

    Начать я хочу с моих страданий. Я внутренне обязан писать разборы художественных произведений. А Ларина журналист. Иноагент. То есть её слова мне интересны (как . . .

05.02.2024
00:00

Деформация и деформация

    ,   Недоброжелатели говорят, что не было блокады Ленинграда. И доказывают, какой огромный грузооборот военной продукции был из города и какой, следовательно, в . . .

30.01.2024
22:31

Обожаю, когда я себя не понимаю

    Тогда я беру, начинаю в себе разбираться публично. И получаю от этого удовольствие. Этакий человековед. Чтоб иметь право выставлять самокопание на публику, я его . . .

27.01.2024
17:43

Пластов однажды вырвался из выражения просто радости жизни

     

    Это случилось в 1944 году. Именно тогда он задумал такую картину. (Рисовал её долго.)

    Пластов. Весна. 1954.

    И, кто меня знает, знает, что для меня дата создания картины очень много значит, потому что я от неё ожидаю подсказки, какой дух времени мог выразить художник. И для меня важно время замысла – 1944-й.

    Для меня 1944-й многозначительный: я стал сиротой (война если не прямо – отец был белобилетчик по болезни – то косвенно его убила: поехал в командировку в район эпидемии тифа). Это одно. Другое – мама в этот же год вернулась из эвакуации в только что освобождённый от немцев наш город.

    Как она осмелилась? – Видно, вся страна поняла, что победа не за горами.

    Кормильца потеряла. Она ретушёр – в Кермине, может, и фотографии не было, чтоб там устроиться. А дома фотография была до войны. Вот и поехала.

    И Пластов понял, что скоро войне конец. И… Подумал, наверно, что теперь не только войне конец, но и тому колоссальному напряжению всей страны с 1929 года начиная. Конец напряжению беспрецедентной в истории мира модернизации и войны. И скоро можно будет вздохнуть облегчённо.

    Пластов же не мог знать про атомную бомбу и про продолжение колоссального напряжения страны после войны, чтоб опять спастись.

    И, учитывая это неведение, ослепительность чресл + серая отсталость “курной” деревенской бани, топящейся “по чёрному”, что возбуждают в зрителе?

    То, что приходит в голову мне, может, только мне и может прийти в голову. Я чуть не умер годовалым и рос хиляком. Первенство в чём-то физическом – это было не для меня. Потому я пацанам со двора предложил играть не в простые пятнашки, а чтоб бегать пришлось по начерченному лабиринту с тупиками. Так у меня был шанс удрать (или догнать). Пацаны соглашались, не зная подоплёки моего предложения. – Вот такому мне и приходило в голову, что первобытный-то коммунизм кончился, как только кончилась крайняя ограниченность съестного, как только появились излишки. То есть с тех пор мыслимо было вернуться к коммунизму, если только договориться о равенстве в потреблении, то есть во все времена, когда сменяли друг друга эксплуататорские строи. Но вот в СССР рванулись к Справедливости, как никогда до сих пор. Наступил строй для слабых, так сказать. Естественно, что у меня, слабого, и возникла в голове утопия.

    О хворях и болезнях Платова ничего не известно. Известно, правда, что он чуть было не стал священником. Революция помешала. Зато само христианство имеет некое сходство с коммунизмом. И это даёт мне право не от своего имени, а от имени его подсознательного идеала сказать, что катарсис, рождённый столкновением ослепительности чресл и серой отсталости “курной” деревенской бани, это – вообще говоря – избавление от напряжения модернизации, длившегося в стране уже два десятилетия. А иначе – как бы идеал возвращения в мифический золотой век человечества. Как бы возвращение в коммунизм, какой был с самого начала.

    Не в тот, марксов, который опередит, мол, капитализм по производительности труда. А иной, отказавшийся от материального прогресса. Зачем напрягаться? Когда и так всем всего хватит если поделить поровну.

    Такая мысль родилась, наверно, из-за символистского сияния чресл. Совсем неожидан символизм в середине ХХ века. Он переводит переживание с плоти на дух. Анахронизм для того железного века. Как, впрочем, и другая крайность – “курная” баня. Она исчезла в России в ХХ веке. Она – материализм. Дух + материализм = соединение несоединимого. То есть барокко. Хватит крайностей! – Вот что за идеал посетил подсознание Пластова в 1944 году.

    Крайности свечения тела и “курной” бани своей неожиданностью имеют определяющее значение для маркировки, что подсознательный идеал таки существовал в душе художника. Достаточно снизить градус крайностей, уменьшить свечение одного полюса и старинность другого,

    Пластов. Трактористки. 1943.

    и сразу глубина смысла картины уменьшается. Она становится просто предвестием победы: хоть мужчины ушли на войну, колхоз продолжает работать. А будет хлеб – будет и победа.

    3 мая 2023 г.

19.01.2024
15:45

Пути Господни в варианте художника – исповедимы

    У меня был один замечательный товарищ. (Уже умер.) Он был пронзительно умный и тонкий, имею в виду эстетический вкус. Впрочем, я было думал его звать наказывать . . .

14.01.2024
22:29

Я жил и живу в околокоммунизме

    В творчестве, если одним словом. Мне только ясно это стало не очень давно. А лучший товарищ мне прямо об этом говорил полвека назад: “Галилей тогда, получается, . . .

12.01.2024
22:46

Новая тенденция: использовать модную критику либералов во власти для проталкивания вперёд патриотов, мол

    Кто меня знает, знает, что у меня постоянный голод: о чём писать. Как-то мало произведений неприкладного искусства, т.е. с недопонятностью, чтоб мне быть полезным, . . .

10.01.2024
23:07

Может, дурновкусие, но мне нравится

    И я нашёл слова – Пушкина – которые соответствуют, по-моему, этой картине. Быков. Родина. 1973. "Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от . . .

09.01.2024
21:00

Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах

    Я с 2012 года на своём сайте в тетради “Дневник” коллекционирую личные и железные разоблачения разных известных людей и организаций, когда они врут. Но с началом . . .

05.01.2024
22:34

Миг – и этого больше никогда не будет…

    Я смутно мучаюсь. У меня раз за разом получилось, вот, что ницшеанство – это дорога русских творцов к предательству России. Гребенщиков, Макаревич – ницшеанцы… . . .

03.01.2024
19:23

Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?

    Оба – истины ради! Исходные позиции. Филатьев ненавистник Великой Октябрьской революции. Считает Маяковского её подпевалой, замаравшим себя работой с ГПУ и… с . . .

03.01.2024
12:11

Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)

    Ну что поделать? Мне пока не удаётся добраться до самой-самой глубины. Попробую подойти с абстрактной стороны. Ведь искусствоведам не может быть не известно, что . . .

02.01.2024
22:20

Задача искать корни предательства России взывает…

    Взывает к копанию на большой глубине психики. Там, где сходятся крайности. Ницшеанство в искусстве я открыл для себя случайно (в СССР же оно замалчивалось; но не . . .

31.12.2023
20:06

Не одолевает ли меня предателемания?

    Взявшись искать корни предательства России некоторыми деятелями культуры я рискую впасть в перегибы. Похоже, что первый – в предыдущей статье. Я бодрый голос . . .

29.12.2023
22:55

Бедная Пересильд

    Вот, что она сказала о фильме “Вызов” (2023): "Для чего? – Чтобы прийти туда с чистым сердцем и совершить это космическое путешествие с нами. Действительно есть . . .

23.12.2023
20:53

Предатели России оставляют всё же русский след

    Он состоит в нечестности. А та – от неглубокого вживания в ценности нерусские, в западные, в исключительность, высшее положение относительно других людей . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100