Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.01.2017 |
|
|||||
02.01.2017 |
|
|||||
31.12.2016 |
Некоторые картины Вадима Киреева.
|
|||||
23.12.2016 |
|
|||||
21.12.2016 |
|
|||||
21.12.2016 |
Я живу жизнь или жизнь живёт меня?
|
|||||
16.12.2016 |
|
|||||
14.12.2016 |
Вот эт-то повесть! Я просто обязан высказаться. Я ж всё ныл, что не натыкаюсь на текст, в котором бы было что-то, о чём словами сказать нельзя. И вот я на такой наткнулся. Это “Кармен из Козловки” Вяткина. – Читаешь – и как бы ты несколько пьяный. Человек только что кончил школу… - Есть только одно упоминание о маме. – Ну обуреваем он жаждой женщины. Но всё-таки… Так витать. Потом это странное гаданье цыганки… И герой, Иван, живёт, как заговорённый этим гаданием. Старухи на него клюют… А он отзывается… "Порой Ивану казалось, что некоторые поступки сейчас он совершает как бы помимо воли, плывя по течению и не ощущая прежнего стремления к целенаправленному действию”. Это – формула незадолго перед концом повести. Но то же пробивалось и раньше ж. Вот начало: "Женское общежитие располагалось в центре села рядом с медпунктом. Иван приходил сюда каждый вечер и настолько к этому привык, что делал всё машинально…”. Машинально. "В тот вечер всё было точно так же”. “Между тем Иван и Марина дошли до реки. Сели там на знакомую скамью под старыми соснами и стали смотреть на воду”. “Он не знал, как дальше действовать, что говорить, как объяснить ей всё то, что с ним произошло и происходит в последнее время. И нужно ли это всё объяснять?”. “Вступительные экзамены в институт для Ивана начались неожиданно”. Всё как-то не предвзято. Совершенно противоположный мне человек, этот Иван. Я – если одним словом – это стремление. Потому, наверно, мне в диковинку – описание противоположного человека. Но. Как ненавязчиво он выставлен!.. Я даже не могу отчитаться, как это сделано Вяткиным. "Ему было даже приятно так плыть, не ощущая голоса разума, не подвергая осмыслению тот или иной свой поступок. Пьянящее чувство полной свободы и полной безответственности захватило его”. Пробуддизм какой-то? Русскость… Понятна какая-то таинственная симпатия (я её ощущаю каким-то образом) которую испытывают друг к другу Индия и Россия. – Недостижительность, как уничижительно клеймят таких либералы в эпоху Потребления. "Сладко и бесцельно. Обжигающе безответственно и томительно непоправимо…”. Экий обломовец… И тут я вспомнил слова Пришвина: "Обломов. В Этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольга, Штольц). Никакая “положительная” деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя… Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, а только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою… Антипод Обломова не Штольц, а Максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошёл, да как пошёл!..” (Контекст·1974. М., 1975. С. 323-324). И свой Штольц вот, читаю, появился у Вяткина: "Только уезжать надо. Это же настоящая трясина, эта наша русская провинция. Она затянет - не успеешь оглянуться. Ведь тут у вас ничего не меняется, как я погляжу. Всё замерло, всё остановилось”. И “Штольц” прелагает: "Собирайся, и поехали ко мне в Воронеж. Там я тебя на работу устрою. К примеру, пивом торговать”. "Деньги!” - трубит проамериканкий глобализм. А Иван Вяткина – не Илья Ильич Гончарова? Или новый “Штольц” – не Штольц? "- Да ну его к лешему, дело-то! Устал я от дела, Иван. Простора душе хочется... Вот я на тебя гляжу и радуюсь. Живет себе человек, как хочет, ни о чем не тревожится и не клянет себя за каждую потерянную минуту. Вот так и надо жить. Вот так и надо, наверное…”. Русские все. Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца. У Вяткина – не реализм Гончарова, открывшего в России назревание революционной ситуации перед концом крепостничества, - ситуации, требующей нового Илью Муромца не арену истории (и он бы явился, если б его появление его не упредили освобождением крестьян сверху). У Вяткина – околобуддизм с уклоном в ницшеанство. Ценен лишь миг! Плевать на Историю! 14 декабря 2016 г.
|
|||||
13.12.2016 |
Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.
|
|||||
11.12.2016 |
Дуракам полработы не показывают?
|
|||||
06.12.2016 |
|
|||||
02.12.2016 |
|
|||||
02.12.2016 |
|
|||||
25.11.2016 |
|
|||||
24.11.2016 |
|
|||||
23.11.2016 |
Подсознательное предвидение разрыва.
|
|||||
14.11.2016 |
|
|||||
13.11.2016 |
До чего доводит то, что нечего читать.
|
|||||
12.11.2016 |
|
|||||
09.11.2016 |
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"