31.10.2002 |
ТЕМА СЛЕЗИНКИ РЕБЁНКА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.10.2002 |
СНОВА О СЛЕЗИНКЕ РЕБЁНКА
Можно говорить о победе, которая по своему значению не меньше пленения Шамиля в августе 1859-ого года и его последующей доставки в Петербург (он, кстати, не был казнён). Я знаю людей, которые бросились обниматься и ходили как пьяные несколько часов, получив эту весть. Дело тут не только в избавлении невинных людей, а в том ещё, что впервые на нашей памяти российские власти защитили своих граждан на деле и впервые русские оказались сильнее, расчётливее и умнее своих давних смертных врагов. (Речь здесь о тех, кто планировал операцию, стрелял и врывался в зал с заложниками). Это и окрылило людей: чувство гордости за свой народ и за власти. Этого чувства русские были лишены более десятилетия и теперь важно его не обратить в "информационное событие" и тем не выхолостить, а задержать в себе каждому, кто его испытал и от него стараться вести дальнейший отсчёт. Нетрудно догадаться, что следующая информационная волна попытается смыть это чувство или залить его грязью. Детали этой информационной атаки могут быть разными, однако её философская основа предсказуема. Она отсылает нас к этим словам: Не стоит она (высшая гармония) слезинки хоты бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискуплёнными слезками своими к "боженьке"! Этими словами пользуются чаще всего как иероглифом, значительно расширяя и во многом переиначивая тот смысл, который вкладывал в них Достоевский. Означает этот иероглиф то, что несчастье, сколь угодно мелкое, хотя бы одного человека, есть достаточное условие, чтобы осудить сотворивших это несчастье и все их дела. Как видно, смысл весьма далёк от того, что обсуждается у Достоевского: у него вопрос теодеции, а нас "слеза ребёнка" вгоняет в какой-то буддистско-толстовский транс. Причём слова эти, а точнее изготовленный из них иероглиф действует на русских безотказно. Заплакал ребёнок? Значит, всё неправильно. Ну а уж если 117 человек убили, то что говорить. Изверги. Так думают многие вслед за профессиональными гуманистами с телевиденья и из газет. Более того, из тех, кто радовался в субботу победе многим эти слова не пустой звук. В самом деле, разве можно говорить о победе, когда столько погибших?! Разобраться в этом вопросе значит избавиться от своего рода шизофрении, в которой мы живём и которая порождена, в том числе, полным несоотвествием повседневной жизни (терроризм в ней имеет все шансы стать повседненостью) и литературы, на которой мы воспитаны и которую любим. Во-первых, откинем то, что говорилось в пятницу как заклинание. Спасти заложников любой ценой означало бы за их жизни продать много больше жизней в будущем. Успех террористов это контракт от общества на продолжение их деятельности. В сообщениях за субботу мелькало, что среди этих бандитов опознаны люди, совершавшие захват больницы в 1995-ом году. Упустили тогда в Будённовске, всё равно что пригласили сегодня в Москву. (Вот, кстати, фото, которое могло и тогда уже многу научить. http://www.rybakov.spb.ru/bud03.htm) Так "борцы за свободу" понимают неспособность их убить на месте. Но людей скорее всего мучит не это, а то, что вот-де кто-то принял решение штурмовать и значит пошёл на риск и в результате погибли люди, а сиди все тихо, то, может быть, всё бы и обошлось. Или уж во всяком случае, руки остались бы чистыми. Ага! Но те кто так думает, ничего ведь и не делали! В лучшем случае смотрели телевизор под пивко и поругивали власть. (Так слезинка ребёнка выглядит en mass. И уже пятнадцать лет так.) Но если сами ничего не сделали, то значит и права никакого не имеют оценивать действия спецназа. Это не демократично, но если уж слезинка ребёнка, то тогда давайте во всём блюсти мораль. Эдак будет честнее. Второе. Как ещё могли развиваться события? 1. Путин проглотил пилюлю и пообещал окончить войну. Заложников побили-побили и отпустили, а "борцы за свободу" сели в ИЛ-62 и улетели. 2. Власти ничего не сделали, просто оказались бы не способны принять никакого решения. Террористы взорвали их всех. Можно ещё говорить о штурме без крови или о том, что всё это только оптическая иллюзия и вообще нет никакой Дубровки и Чечни тоже нет, а всё суть мана и пока меня за ж-пу не возьмут, я на ваш мир плевать хотел от Аслана Масхадова до Владимира Путина. (Бонус любителям "Поколения П".) Так об этих вариантах говорить всё же не будем, так как они тем и хороши, что на них эдакий ореол загадочности и чуда. А мы-то хотим не тайн сокровенных, а всего-то только вывести себя из шизофренического состояния. Итак ╧╧ 1 и 2 и то, что имеем. Победа, победа. Думали, будет как всегда, а получилась победа. Ведь в обоих случаях число жертв было бы гораздо больше. И если уж говорить "конкретно" (а за "слезинкой" ох какая конкретность мышления иногда скрывается, засочится "слезинка ребёнка", а там, глядишь, уже крокодиловы слёзы капают), то жерты эти были бы в будущем. То есть вот из тех, кто поругивал и пивко потягивал. Кого-то из них ведь и спасли вместе с теми, кто остался жив в субботу. Это тоже победа. Конечно, ошибкой бы было думать, что на этом терракты закончились, но если бы выпало 1 или 2, то их точно было бы больше. (В случае 1 это всё будущие жертвы, из числа тех, кто в субботу был в безопасности. Ведь если можно захватом заложников остановить войну, можно и зарабатывать таким же образом в будущем, проверенный метод получается в некотором роде.) А теперь об информационной кампании, согласно которой "опять всё плохо". Говориться, что 117 жертв это слишком много и что власти аморальны, потому что отравили газом невинных людей. (Я прочитал, сколько мог эти статейки сейчас, уже поступает, так сказать, матерьялец.) В этой связи вопрос (не к журналистом, с них взятки гладки, язык без костей), а к тем, кто их читает и кто считает, что 117 это много. По какой мерке много? По сравнению с 644-ми или с 750-ю? Так ведь это мало, по сравнению с вариантом 2, как ни крути, мало. Но скажут, что много и 1. Ах, слезинка ребёнка, ах, мир идеальный. Так ты пойди свечку-то поставь хоть одному из этих 117-ти, а если идеализм в избытке - так отдай сто долларов родным. Вот именно: это идеализм за чужой счёт. "Дяди в спецназе плохие-плохие, газом потравили дяденек и тётенек, которые пришли музыку послушать, а вот если бы я был спецназом, я бы одним взглядом чеченцев испепелил и они бы свою гадкую взрывчатку да автоматики сами бы побросали". Сладко быть ребёнком всю жизнь, но сладко же и взрослеть. Да и пора вообще: а то ведь взрослых дядей всё меньше и меньше. Общество не спектакля, а детей получается. Известное дело, какое оно жестокое, Голдинг Нобелевскую ведь получил за "Властелина мух" в том числе. Ну, и о либеральных журналистах в конце тоже пару слов. Они утверждают, что опять "всё плохо" и опять власть ударила в грязь лицом, потому что вот ведь-де эти 117 от газа умерли, извольте отвечать за невинно убиенных. Аморально, мол, своих же граждан убивать. Представьте такое: у человека гангрена, его на стол и ногу долой. Он рад, что жив, а тут Политковская очочками блестит: живому человеку ногу отпили! Изверги! Ей: так ведь он умирал. Весь. И нога и всё прочее. А она нет: Не хочу понимать. Нога отпилена, значит - изверги... Куда мне ваши эти 644, я по 117 скорблю! Как всё же либералы любят смерть. У них она из мыслей не идёт и с языка не сходит. Теперь будут каждого из этих 117 публично в саван одевать. Для них ведь это праздник, Халлуин. И мертвецы эти их в значительной степени. Ведь не могут, например, профессиональные журналисты, живописующие "просто воинов" с "открытым" лицом, не понимать, что значат их публично высказанные симпатии. Так что пусть хоронят. Это их мертвецы, в том числе. А нам можно праздновать победу, трудную и дорого давшуюся, но победу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.08.2002 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.08.2002 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.08.2002 |
Бинокль, рассказ из детства с продолжением о Маканине и Проханове
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.07.2002 |
О рассказе М. Бутова "В карьере".
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.07.2002 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.07.2002 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.07.2002 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.07.2002 |
РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЯ - ШАГ ВПЕРЁД или ДЕЛО СОРОКИНА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.07.2002 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.07.2002 |
|
1 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"