TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

     

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”?

    А я всюду хочу протащить влияние подсознательного идеала.

    Один из них, ницшеанский, меня особенно будоражит. За мистичность и космичность. Возможно, это связано с глубоким, получается, впечатлением от атомной бомбардировки. Мне тогда было 7 лет. Я начал склоняться к религиозности. Я увидел при свете зарницы Бога со свитой. Мой дед очень странно молился (в городе после войны не было синагоги, и он молился дома, и я обещал ему вырасти и дать деньги на постройку синагоги). Бабки моих товарищей, украинцев, усиленно заговорили об Апокалипсисе, пацаны их речи передавали друг другу. Я впечатлялся. Разрушенную снарядами церковь возле нашего двора пацаны называли знаменитым местом. Тут, мол, встретились Всемирный Потоп и Всемирный Огонь и поглотили один другого. Страсть что… А ницшеанство часто выражается путём доведения восприемника до предвзрыва, обещающего такой силы взрыв, что он вышвырнет тебя в иномирие из Этого мира, плохого-преплохого всячески, вплоть до того, что непереносима сама причинность. – Вон, Ницше сочинил:

    Против законов

     

    Моченым шну`ром вновь и вновь

    Стянул мне горло шум часов;

    Мерцанье звезд, петуший крик,

    И свет, и тень - исчезли вмиг,

    И все, что знал я, стало вдруг

    Глухой, немой, ослепший круг -

    Во мне остался мир без слов

    Под шум закона и часов...

    Ницшеанец, сверхчеловек, ненавидит обычных людей. И единственно, с чем может примириться, это с чем-то, приближающимся к Абсолюту, к Вечности. Например, со своим народом примириться, как Бродский, с русским (см. тут). Это великий народ. Потому ему не грозит исчезновение в порядке осуществления того закона природы, что языков на планете становится всё меньше, и в каком-то будущем останется несколько.

    Как-то прослышав про этот закон, я в детстве рационально решил, что русский язык точно сохранится и потому буду-ка я русским, а не евреем. (И стал-таки в результате по самоощущению русским после 10 лет отроду, когда меня из Украины увезли в Литву, где мой суржик был совершенно неуместен.)

    Через 40 лет я вернулся жить на Украину, и со слабым сочувствием увидел, что украинский язык неконкурентоспособен.

    А Украина, обретя независимость, предательски проголосовав за неё на референдуме, в том же году, раньше, проголосовав на референдуме же за сохранение СССР, осталась недогосударством, каким была всю свою историю и в составе СССР, и до воссоединения с Россией в 1654 (металась, к кому бы прислониться; все окружающие народы имели государственность, и только Украина – нет). И в составе царской России она то и дело косила в предательство (Выговский с Польшей, Мазепа с Швецией, Скоропадский с Германией, Петлюра с Польшей).

    И мне, считающего Бродского ницшеанцем, подумать, что доведение читателя до предвзрыва естественно увидеть в ненависти к Украине, второй референдум в которой в 1991 году привёл к распаду СССР. К этому недогосударству (гений Бродского как в воду глядел в 1991 году {первое чтение стихотворения зафиксировано в 1992 году, а есть много черновиков – Бродский, видимо, долго его писал}). То есть ненависть Бродского к Украине есть частный случай ненависти к человечеству (которое ж обыкновенно в своей мещанской низменности и своекорыстии).

    На независимость Украины

     

    Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой,

    слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,

    “время покажет кузькину мать”, руины,

    кости посмертной радости с привкусом Украины.

    .

    То не зелено-квитный, траченый изотопом,

    — жовто-блакитный реет над Конотопом,

    скроенный из холста: знать, припасла Канада —

    даром, что без креста: но хохлам не надо.

    .

    Гой ты, рушник-карбованец, семечки в потной жмене!

    Не нам, кацапам, их обвинять в измене.

    Сами под образами семьдесят лет в Рязани

    с залитыми глазами жили, как при Тарзане.

    .

    Скажем им, звонкой матерью паузы метя, строго:

    скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.

    Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире,

    по адресу на три буквы на все четыре

    .

    стороны. Пусть теперь в мазанке хором Гансы

    с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.

    Как в петлю лезть, так сообща, сук выбирая в чаще,

    а курицу из борща грызть в одиночку слаще?

    .

    Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.

    Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит,

    брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый

    отвернутыми углами и вековой обидой.

    .

    Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба

    нам — подавись мы жмыхом и потолком — не треба.

    Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.

    Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.

    .

    Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом!

    Вас родила земля: грунт, чернозем с подзолом.

    Полно качать права, шить нам одно, другое.

    Эта земля не дает вам, кавунам, покоя.

    .

    Ой-да левада-степь, краля, баштан, вареник.

    Больше, поди, теряли: больше людей, чем денег.

    Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза,

    Нет на нее указа ждать до другого раза.

    .

    С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!

    Только когда придет и вам помирать, бугаи,

    будете вы хрипеть, царапая край матраса,

    строчки из Александра, а не брехню Тараса.

    1991 г.

    Больше всех досталось украинцам. Но и русские схлопотали под сурдинку: "семьдесят лет в Рязани”. Он и над пушкинским “Нет, весь я не умру…” посмеялся. Это, мол, самообман, что можно надолго продлить некую жизнь творчеством. Все будут забыты. А украинцы-де всё равно превратятся в русских и будут хотеть по-пушкински сохраниться. А шевченковское –

    Як понесе з України

    У синєє море

    Кров ворожу... отойді я

    І лани, і гори —

    Все покину і полину

    До самого бога

    И когда с полей Украйны

    Кровь врагов постылых

    Понесет он... вот тогда я

    Встану из могилы —

    Подымусь я и достигну

    Божьего порога

    есть враньё. Нет Бога.

    17 февраля 2022 г.

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100