TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём очень прозрачно ЧЕМ выражается ЧТО. Это ЧТО в общем такое: миром правят в последнем итоге благие намерения добрых людей. Собственно, все произведения гражданского романтизма, наверно, можно считать произведениями прикладного искусства, призванного усиливать, в общем-то, знаемое переживание – презумпции Добра.

    Такие произведения легко толковать, в них нет подсознательного идеала, открывать который и даже просто чуять присутствие которого, можно только при наличии развитого вкуса или зная, в чём состоит художественность по Выготскому (странность для своего времени, выдающая подсознательный идеал, как вдохновитель сочинения произведения).

    Дмитрий Быков такого вкуса не имеет, Выготского не читал, так зато этого и не надо при толковании драмы Киршона “Большой день” (1935), который как раз и написан в стиле гражданского романтизма. Вот Быков и раскрыл прикладной смысл драмы верно:

    "В чем мораль нехитрая этой пьесы? Да, сегодня мы люди не без недостатков, сегодня у нас есть и свои карьеристы… сегодня у нас есть, может быть, и не очень хорошие летчики, сегодня у нас есть и проблемы с любовью, личные проблемы. Но когда страна позовет, наше сегодняшнее положение будет сразу навсегда искуплено, наш невроз будет разрешен. Мы войдем в Берлин. Большой день — это день победы всемирного труда над всемирным фашизмом” (https://tvrain.ru/lite/teleshow/sto_lektsij_s_dmitriem_bykovym/1935-411190/).

    В своём идеализме я созвучен гражданскому романтизму в оценке всего лжесоциалистического периода истории России: да, путь в коммунизм был выбран ошибочный, но зато это была такая мощная попытка рвануться к торжеству Справедливости, что за одно это могут быть прощены все грехи этой попытки.

    Но вопрос: почему я обратился к этому произведению?

    Меня занимает одно чудо в искусствоведении, иллюстрирующее поговорку: крайности – сходятся. Крайности здесь – это ультраколлективизм и ультраиндивидуализм. От этого иные с ума сходят в итоге. Врубель, например, то символист, то ницшеанец (писал в стиле модерн). Много примеров… Непостижимы эти скачки. Скачок для меня, приведший к Киршону такой: как Эльдара Рязанова, ницшеанца, категорически не приемлющего Этот мир за то, что в нём нет взаимной любви, угораздило вытащить из забытья стихи “Я спросил у ясеня…” Киршона в этой драме?

    Ну да, там лётчик Кожин любит Валю, жену лётчика Голубева, а та Кожина б любила тоже, но она не может, ибо любит своего мужа. Принципиально неразрешимая проблема при любом общественном строе. Я, в общем, понимаю, что ницшеанцу, подсознательно исповедующему идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия, очень естественно среагировать на принципиальную неразрешимость проблемы личного счастья.

    Но меня заинтересовало, не было ли подсознательного ницшеанства у самого Киршона.

    Нет, оказалось. Он целен, как кристалл, в своём гражданском романтизме. Он верит в скорый приход коммунизма через победу в грядущей Второй мировой войне. А путь к нему – такой захватывающий драматизм, что на его фоне личное несчастье у Киршона как-то непосредственно переживается как таки переносимое. Это такое мощное усиление, в общем-то, знаемого, что его как бы познаёшь впервые.

    Такое бездоказательное заявление как бы предлагает прочесть драму самим и убедиться. У меня ведь не такая аудитория, как у Быкова (у него аудитория своих; они ему верят на слово во всём). А мои читатели вряд ли мне верят на слово, да и удовольствие моё заключается в доказательстве (в первую очередь самому себе).

    Нет, я не советую читать “Большой день”. Для непрокоммунистов это произведение какого-то ребёнка, а не взрослого. Я же – прокоммунист. Меня не коробят детские ляпы на каждом шагу. Наоборот. Они мне свидетельствуют, что Киршон настолько искренен в своём порыве к скорому коммунизму через победу в мировой войне с Германией, что писатель заговаривается и не чувствует этого.

    Вот Германия напала на СССР. Ответным ударом лётчики малыми силами проводят разведку боем: как проходима для самолётов атмосфера, отравленная фашистами газом. Не проходима. Самолёты, чтоб не упали, пришлось посадить в тылу у фашистов. Те взяли много лётчиков в плен. И Володю Голубева, мужа Вали. Сейчас будут пытать. Каким образом в разведке боем добытые сведения об отраве переданы в советский тыл – об этом забыто. Забыто и про учёт результата разведки боем. Кожин ведёт десант для выручки пленённых просто на такой большой высоте, в статосфере, что туда газ (из-за тяжести?) не доходит. Зачем-то в десант взята и Валя, хотя она не медик, а парашютистка-любительница и не служит в армии. (Надо свести Кожина, Голубева и Валю в одном месте боевых действий, чтоб продемонстрировать, как идейно-боевой порыв преодолевает проблему любовного треугольника.) Кожин не только доставляет к месту десантный полк самолётами, но и, получается, сам прыгает с парашютом (Киршлон и этот ляп не замечает). Кожин успевает к месту, где Голубева собрались фашисты пытать, и освобождает его.

    ГОЛУБЕВ. Дай мне дело. Я готов. Я только хотел... я хотел ...

    КОЖИН. Знать, где Валя? Понятно. Я ее с разведкой отправил. Сюда не взял, неизвестно, в каком виде мог застать тебя, - дело военное.

    ГОЛУБЕВ. Но она здесь?

    КОЖИН. Не беспокойся, любящий супруг. Все будет, как полагается, - и наговоришься и нацелуешься.

    ВАЛЯ (вбегая). Володя!.. (Бросается к нему, останавливается на полдороге. Рапортует Кожину.) Товарищ майор! Противник! С ближнего участка зоны идут, лесом. Артиллерия, два танка. Мы не стреляли, чтоб себя не обнаружить. Как прикажете действовать? [будто она кем-то командует]

    КОЖИН. Действовать? Бить их и в хвост и в гриву, - вот как действовать! За мной!

    Такое нагромождение несуразностей… Но идейно сочувствующему (мне, пока я читаю Киршона) наплевать. И я вовлечён и воочию вижу, как горе отсутствия взаимной любви отступает перед более высокими переживаниями. А Киршон на таких, как я, и рассчитывал. Как и Пушкин в своё время, в порыве гражданского романтизма.

    "Раевский хохотал над следующими стихами:

    Он часто в сечах роковых

    Подъемлет саблю — и с размаха

    Недвижим остается вдруг,

    Глядит с безумием вокруг,

    Бледнеет etc.” (https://rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1031.htm).

    Непопулярность драмы после реабилитации Киршона объясняется просто: коммунисты после смерти Сталина быстро пошли по дороге перерождения в некоммунистов и режиссёры чуть не впереди всех. Наоборот, популярность драмы в 30-е годы объясняется гражданским подъёмом стремления скорей достроить социализм (так он назывался) и перейти к строительству коммунизма. Массы меняются, вкус у них плохой, нравится только то, что гладит по шерсти, вот и…

    Хренникова можно понять, что он написал шуточную мелодию для исполнения майором Кожиным этой песни. Хренников не понял (или не принял) коммунистического пафоса драмы. Потому и забыл и про эту песню, и саму мелодию.

    А Таривердиев к запросу мрачного ницшеанца Рязанова отнёсся с чуткостью – его мелодия грустная. Вот индивидуализм в ней и празднует победу. Что было по шерсти большинству населения, становящегося всё мещаннее и мещаннее. Отсюда и нынешняя колоссальная популярность песни.

    .

    Можно удивляться, что свирепствование невзаимной любви на Этом, мол, свете так впечатлило Эльдара Рязанова, что определило всё его творчество, что я многократно доказал.

    А надо ли реагировать на всё плохое, что сказал в своей лекции о Киршоне Быков? – В этот раз обойдусь без критики его.

    18 февраля 2022 г.

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100