27.08.2004 |
|
01.07.2004 |
|
26.04.2004 |
Еще раз об <основах православной культуры>
|
11.04.2004 |
|
09.04.2004 |
|
24.12.2003 |
Русский вопрос в новой повести Валентина Распутина
|
09.12.2003 |
|
03.10.2003 |
Кожинов: контуры русского духа.
|
04.08.2003 |
|
16.07.2003 |
|
08.07.2003 |
|
20.05.2003 |
|
18.04.2003 |
|
03.04.2003 |
Упущенный шанс Президента Путина
|
05.03.2003 |
|
11.02.2003 |
|
04.02.2003 |
Возвращение Ярославского-Губельмана
|
23.01.2003 |
Холодная война закончилась. Да здравствует холодная война!
|
13.01.2003 |
Славянское море
Увы, это действительно так, и, говоря сегодня о славянстве, нам придется вспомнить о тех великих европейских культурах (славянских культурах!), ╚незаметно╩ и навсегда уничтоженных германскими народами, составившими костяк национальных государств современной Европы. Ибо теперь в разговоре о славянстве мы уже не упомянем полабских славян, поморян и многих еще обитателей центральной и северо-восточной Европы, уничтоженных ╚цивилизованными╩ соседями. И есть, наверное, какая-то высшая справедливость в том, что в результате последней мировой войны славянскому миру были отчасти возвращены земли ╚янтарного берега╩ (нынешняя Калининградская область), еще со времен Плиния определяемые как славянские (╚населенные венедами╩). Однако не подсчет ╚исторических обид╩ и уж тем более не ╚генетическая злопамятливость╩ характеризуют славянскую душу, напротив √ ее наибольшая загадка (а отсюда и чуждость) для мыслящих ╚конкретикой момента╩ соседей славян в том и состоит, что душа эта именно своим всепрощением повергает их в недоумение. И в самом деле, как сформулировал это ╚апостол ═славянства╩ (по определению сербского богослова Преподобного Иустина Поповича) Ф. М. Достоевский √ такое всепрощение признак или глупости┘ или святости. И предуготовленности к чему-то высшему. Во всяком случае, многие и очень многие (в том числе и Достоевский) считали и по сей день считают, что именно славянству предстоит сыграть роль объединяющего субстрата для таких разрозненных и затаивших в себе немало ╚исторических обид╩ народов Европы, и больше того √ всего мира. И именно эта распахнутость, пресловутая широта славянской души являются тому залогом. ══ Что же это за странное образование, ╚славянский мир╩ - крупнейший осколок древнейшего арийского мира, своеобразная культурно-историческая общность или вообще фикция, тешащая интеллектуальные фантазии некоторых людей? Результаты блиц-опроса, проведенного сегодня на улицах Москвы, Праги, Белграда и Варшавы были бы неутешительны. Во всяком случае, ясности бы в этот вопрос они не привнесли. Единственный помощник здесь √ история и даже праистория┘ Действительно, даже и по сей день славяне √ крупнешее племенное единство на территории современной Европы. Только вот слово ╚единство╩, увы, приходится закавычить. Правильнее сказать √ потенциальное единство на основе общности происхождения, единство, которому пока не суждено осуществиться, и сама возможность осуществления которого пугает разноплеменный мир современной Европы. Пугает, разумеется, не возможностью каких-либо ╚не политкорректных╩ акций (история не знает случаев уничтожения славянами каких-либо народов, известны как раз противоположные случаи), а тем очевидным их могуществом, которое воцарится в международных делах при обретении славянами этого единства. Больше того, так уж угодно Провидению, что славянский мир является историческим соперником германского (франки, англо-саксы, норманы), и возможное объединение славян √ прямая угроза германской этнической доминанте в Европе. Поэтому, сознательно или бессознательно (а скорее всего, думается, сознательно) на протяжении уже полуторотысячелетней истории славянского расселения в Европе их соседями-соперниками ведется не только политика физического уничтожения славян (знаменитый ╚дранг нах остен╩), но и, разумеется, политика более ╚цивилизованного╩ их разъединения √ с помощью прапагандистских, идеалогических усилий. Что бы не быть голословным укажу лишь на общеизвестные факты, такие как разработка австрийским генштабом украинской грамматики и самой теории ╚незалежности╩ (а Германия давно уже рассматривает Украину как приоритетные свои земли) или нынешнее межславянское противостояние в Югославии, где, напомню, все участники междуусобья (за исключением косовских албанцев) √ этнические славяне, а это и хорваты, и боснийские сербы, и так называемые муслимы (мусульманизированные сербо-хорваты). Можно напомнить и ╚из истории╩ √ например, ╚оккультуривание╩ славян, такое, как в случае с чехами: ведь они были православным народом, ныне же √ примерные католики и часть ╚цивилизованного╩ сообщества и НАТО. А ведь известное всем еще со школьных времен движение гуситов в Чехии было не просто ╚национально-освободительным╩, а еще и религиозно-освободительным и называлось движением ╚за чашу╩ (т. е. за свое национальное Православное исповедание, за право причащаться Тела и Крови Христова из чаши по-православному обряду, а не католическими облатками завоевателей). Про бедную Сербию и говорить нечего. Но, повторюсь, дело не в ╚исторических обидах╩ √ а в самой реальности существования этого моря славянского, которое, несмотря на всю свою ненышнюю раздробленность, умеет в определенные моменты объединяться, самый последний пример тому √ Вторая Мировая война, когда и ╚непримиримая╩ к русским Польша, и другие славянские страны столкнулись с установкой на полное физическое устранение славян ╚как неполноценной рассы╩. Сама история в тот момент не оставляла славянам никакого другого выбора, кроме единения и братства. Даже лозунг Красной Армии (многонациональной, напомню!) звучал, как ╚Вперед, славяне!╩. Поэтому история славянства, особенно современная √ сложна и противоречива, зачастую трагична, от нее нельзя отмахнуться и забыться в ╚общечеловечестве╩, ведь ее вызовы √ адресованны в первую очередь нашему времени. Эту историю нужно знать. Потому, что только это знание и возникающее благодаря ему самосознание способны вернуть нынешним пешкам на ╚великой шахматной доске╩ их человеческое достоинство и вырвать их из хитросплетений чужих геополитических игр.
|
23.12.2002 |
Три ╚эр╩ русского религиозного реализма (выступление на пленуме СП России 15.12.2002 г.)
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"