27.08.2004 |
|
||||||||||
01.07.2004 |
|
||||||||||
26.04.2004 |
Еще раз об <основах православной культуры>
|
||||||||||
11.04.2004 |
|
||||||||||
09.04.2004 |
|
||||||||||
24.12.2003 |
Русский вопрос в новой повести Валентина Распутина
|
||||||||||
09.12.2003 |
|
||||||||||
03.10.2003 |
Кожинов: контуры русского духа. Алексей ШОРОХОВ
Кожинов: контуры русского духа. (выступление на II Международных Кожиновских чтениях в г. Армавире, 2003 г.) Из
всего внушительного литературоведческого, исторического,
литературно-критического и, безусловно, философского наследия Вадима Валерьяновича
Кожинова, которое еще только-только осмысляется в полной мере, мне
представляется наиболее важным и востребованным уже сегодня то единое, что,
по-видимому, и одушевляло его во всех этих, довольно разных областях
человеческой деятельности. Можно, конечно, через запятую и достаточно долго
перечислять, что это была <любовь к Родине>, <ответственность за судьбу ее
народа>, <понимание ее истории> и так
далее и тому подобное - все это будет справедливо, но не совсем верно, потому
что это суть уже осознанные, прошедшие через горнило испытаний и переосмыслений
основания жизни. О многих таких переосмыслениях Вадим Валерьянович и сам, не
обинуясь, упоминает в своих трудах. Однако
важнее, думается, другое, - то, что к этому неотступному и бескомпромиссному
постижению оснований русской жизни его будет влечь именно чувство
ускользающего времени, тот убывающий воздух русской жизни, нехватку
которого сегодня ощутили уже все мы. И чтобы стало понятней, о чем идет речь,
проделаем небольшой экскурс в историю Начало
ХХ-го века. Эту эпоху принято считать временем выхода на историческую сцену
нового действующего лица - масс. Появляются соответствующие философские
трактаты (<Восстание масс> Ортеги-и-Гассета), мировоззренческие и эстетические манифесты (итальянские, а затем и русские
футуристы), социально-экономические модели (марксизм в ленинской перелицовке) и
так далее. Западный мир <дозрел> до появления нового персонажа в своих
исторических судьбах. Но так ли дело обстоит в России, где в отличие от
<третьего сословия> и пролетариата Запада, не просто основную, а подавляющую,
становую для всей государственности в целом роль играло крестьянство - 7/8-х
населения? В самом вопросе уже заключается ответ -
сословие мелких собственников, со своим неведомым уже Западу тысячелетним
укладом, проникнутое религиозным духом, несмотря на <мир> и <общину>, отнюдь не
обезличенное (как это полагается <массе>), а неповторимо индивидуальное во всём
своём множестве, такое сословие при всём немыслимом натиске на него <новой
власти>, огнём и железом загонявшей страну в прокрустово ложе своих
социально-экономических иллюзий, даже пассивно сопротивляясь своему
уничтожению, просуществовало ещё значительный исторический период, так и
не став удобной для манипуляций массой. Потребуется
ещё немало <наступательных операций> против крестьянства (голод и
продразвёрстка, коллективизация, индустриализация, послевоенные
сельскохозяйственные эксперименты), прежде чем в России реально выйдет на
политическую сцену раскрестьяненная <масса>. Не
стоит, думаю, и говорить про то, что именно русское крестьянство в Советской
России являлось хранителем национального архетипа, так как дворянство,
казачество и немалая часть собственно русской интеллигенции были или
уничтожены, или высланы из страны. Однако с середины 60-х годов ситуация
меняется - большинство сельского населения страны выдавливается в города, где,
на удивление быстро, люмпенизируется и утрачивает основополагающие национальные
черты. Появляется масса, а точнее массы. Именно им еще предстоит сыграть
впоследствии роковую роль в либерально-демократической революции 90-х, когда в
едином священном порыве массы впервые реально заявят о себе, возжаждав свободы
и колбасы. Но
самым страшным окажется не это, а неизбежная утрата массами своей сословной
идентичности, что в нашем случае обозначает
одновременно идентичность и религиозную, и национальную. В семидесятые
годы на асфальте городов в России народится поколение, для которого контуры
русского духа окажутся в значительной
мере размытыми (я не говорю уже о родившихся в восьмидесятые и девяностые). Им,
чьих отцов и матерей ветром времени сорвало с земли, уже мало о чем скажут
строки <тихой лирики> и драматизм <деревенской прозы>, в отсутствие дедовских
преданий полновластным властелином дум для этого поколения станет телевизор.
Какой поток лжи и клеветы на нашу историю, на саму жизнь их дедов и прадедов
впоследствии выплеснется с экрана, думаю, объяснять не надо. И вот
здесь возникает вопрос: на что могут опереться поколения, созревание и юность
которых пришлись на время очередной российской смуты? С чем им себя сличить,
если уже и их родители, набивавшие новенькие квартиры стенками и хрусталем,
предельно далеки от понимания русской жизни? Когда в них самих уже изменился
архетип поведения, манера речи, сам строй мышления и чувствования? По
моему глубокому убеждению, все творчество Вадима Валерьяновича Кожинова - ответ
на этот вопрос. Есть что-то промыслительное в явлении Кожинова для России
накануне немыслимых, еще и сегодня с трудом осознаваемых утрат. Когда в ней
явился мыслитель, собравший, высветивший, наполнивший конретно-историческим
содержанием те тысячелетние, и, как раньше казалось, рационально непостижимые
контуры русского духа, что одни только и способны сегодня оградить и защитить
<на пространстве всеобщего краха> ищущие юные души. Больше
того, я уверен, что не только представителям моего и более младших поколений,
но и людям старшего возраста именно после знакомства с книгами Кожинова, как
никогда раньше, становится близок и внятен возглас великого нашего полководца
Александра Суворова: <Мы русские, какое счастье!>
|
||||||||||
04.08.2003 |
|
||||||||||
16.07.2003 |
|
||||||||||
08.07.2003 |
|
||||||||||
20.05.2003 |
|
||||||||||
18.04.2003 |
|
||||||||||
03.04.2003 |
Упущенный шанс Президента Путина
|
||||||||||
05.03.2003 |
|
||||||||||
11.02.2003 |
|
||||||||||
04.02.2003 |
Возвращение Ярославского-Губельмана
|
||||||||||
23.01.2003 |
Холодная война закончилась. Да здравствует холодная война!
|
||||||||||
13.01.2003 |
|
||||||||||
23.12.2002 |
Три ╚эр╩ русского религиозного реализма (выступление на пленуме СП России 15.12.2002 г.)
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"