27.08.2004 |
|
01.07.2004 |
|
26.04.2004 |
Еще раз об <основах православной культуры>
|
11.04.2004 |
|
09.04.2004 |
|
24.12.2003 |
Русский вопрос в новой повести Валентина Распутина
|
09.12.2003 |
|
03.10.2003 |
Кожинов: контуры русского духа.
|
04.08.2003 |
|
16.07.2003 |
|
08.07.2003 |
|
20.05.2003 |
|
18.04.2003 |
Тайна крови
(О романе Петра Алешкина <Русская трагедия>)
< Россия
- Сфинкс. Ликуя и скорбя, И
обливаясь черной кровью, Она
глядит, глядит, глядит в тебя, И
с ненавистью, и с любовью!.. Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит!..>(А. Блок <Скифы>) Петр Алешкин отворяет жилы времени, и оттуда тугими, ровными толчками бьет густая русская кровь. <Черная> - по удивительному определению Блока. Нет, это не триллер жующих поп-корны американцев, не фильм ужасов горячащих свою мерзнущую англичан - это русский двадцатый век, его трагедия. Петр Алешкин так и назвал свой роман: <Русская трагедия>. И не вследствие дурного вкуса <Черный от сырости клен безжизненно и тоскливо раскинул под окном голые ветки. Снег грязный, клочковатый. На тротуаре и дороге наледи. Выбоины заполнены талой водой, машины идут медленно, раскачиваются, подпрыгивают, расплескивают лужи. Небо сплошь затянуто серой мглой. Сыро, пасмурно > На столе перед следователем райотдела лежит новое дело: <восьмидесятивосьмилетний старик, зарезал столовым ножом своего односельчанина еще более древнего старика>. <Что делать? Что делать?> - спрашивает себя следователь. Тоска, страшная тоска и природе, и в душе его. Уж сколько таких дел прошло через его руки, пора бы привыкнуть! Но то были <юнцы или пропойцы, а тут старики, старики!> И если уж старики, то - что же происходит? куда идем? Этими вопросами начинается роман. Ими же он заканчивается, оставляя по прочтении острое, терзающее беспокойство. Писатель не отвечает ни на один из этих вопросов. И в этом его великая удача, потому что протянувшееся через весь двадцатый век, ставшее плотью и судьбой героев романа и всего русского народа это страшное вопрошание богаче и значительней, икающего от собственной сытости благоразумия наших <цивилизованных> соседей. В основе романа банальный <любовный треугольник>: одна женщина в двух мужских судьбах. Только вот - одна навсегда. И по мере понимания этого становится по-настоящему страшно: одна - сквозь все бури века, в прицеле винтовки в Гражданскую, на мушке маузера в 37-м, под бомбами и в плену в годы Великой Отечественной, из-за колючей проволоки в 47-м, и дальше, дальше, до последнего судного дня, когда одна из этих мужских, стариковских уже судеб оборвет другую, и оборвется сама. А женщина останется. Можно бы поговорить о потрясающем символизме этого образа - ведь Россия тоже женского рода, и весь двадцатый век русские мужчины дерутся за право назвать ее своею, а она, подобно алешкинской Настеньке, ждет с войны, из лагеря, с того света своих мужчин. И отпевает, дождавшись Но дело не в символизме, не это гнетет и мучит после того, когда роман Алешкина прочитан. Какая-то страшная и неумолимая диалектика русской жизни, какая-то ужасающая душу и сердце механика предстает перед нами, и мы видим, отчетливо созерцаем, как жилы времени наполняются кровью, и как именно она, упорная русская кровь, тяжелыми, неудержимыми толчками двигает косное тело человеческой истории через весь ХХ-й век. Давая миру еще немного времени и оплачивая самой дорогой на свете ценой эту отсрочку. В романе - все неумолимо, это действительно - трагедия. Она не разыгрывается, она вершится. И очень важно, что писатель берет героев этой трагедии из сердцевины русской жизни - из безвестной тамбовской деревушки. Он не соблазняется легкостью поверхностных объяснений, не делает героями русской трагедии инородцев и составителей <протоколов сионских мудрецов> (они и не возможны в качестве героев), хотя в полном соответствии с исторической правдой этим персонажам (но отнюдь не героям) есть место в алешкинском повествовании: и революционным карательным отрядам из латышей и мадьяров, и картавым комиссарам и энкэвэдешникам. Но не они суть русской трагедии, не их разбавленной кровью оплачен минувший век. Два соседа-односельчанина - Егор Анохин и Мишка Чиркунов (Чиркун) любят красавицу-поповну Настеньку, любят настолько, что ради нее без разбору губят свои и чужие жизни. Не по злобе, а в меру своего времени и судьбы. Ибо судьба дается. Но они не бездумные и бездушные роботы - нет: они убивают, спасают, ненавидят, прощают, жалеют, выбирают свой путь. Только выбор у них оказывается не богат: или пан, или пропал. И не будь в судьбе обоих Настеньки, они бы, пожалуй, и смирились, как миллионы таких же русских мужичков. Но им нельзя - потому что где-то поблизости, в одном с тобою времени живет соперник и только и ждет твоего <пропал>. Поэтому остается одно - <пан>. И они пануют: эскадроны Тухачевского и повстанческие дружины Антонова, управления НКВД и ГПУ, версты Второй мировой И попеременное обладание Настенькой, которая хотя и любит-то одного, а жалеет обоих. И не утрясается это, не устаканивается. Уже и внуки-то былых комиссаров выступают по радио <Свобода> и перепродают идеалы своих дедов и прадедов, уже катится по Советской России перестройка, а в жилах этих русских стариков двигается, приливает к сердцу по-прежнему густая, не угомонившаяся и за столетье кровь. Один из них, Мишка Чиркун (в маститой старости Михаил Трофимович Чиркунов) - в зрелые годы палач, насильник и богоборец, где-то переходит меру своих мерзостей: вернувшись с войны он, чекист, отпускает арестованного митрополита Тамбовского, чему предшествуют многочасовые допросы, больше похожие на исповеди. И приходит к Богу. И с уже с Ним отправляется в сталинские лагеря Это чудовищно, это не принимают сердце и ум, но это правда. Человек, пытавшийся распять священника - отца своей возлюбленной, наверняка вытворявший и не такое в подвалах чека (да и при свете Божьем), взрывавший храмы и к Богу. И - <мученическая кончина> от руки своего соперника, тоже не ангела, но и не палача. А перед этим проповедь, исцеление болящих Да, вспоминает ум, конечно - и знаменитый атаман Кудеяр, и разбойник Опта, основавший Оптину пустынь, и разбойник на кресте одесную Господа, первым попавший в рай, и римский сотник Лонгин, сораспинавший Христа, и ставший впоследствии одним из первых мучеников во имя Его. Но это все далеко, почти легендарно, а тут - кровь мучеников еще дымится на русской земле, еще сами себя делим на белых и красных, еще не просохли чернила на мортирологе загубленных русских жизней - и простить? забыть? примириться? Не можем, все мы еще не можем, что уж спрашивать с Егора Анохина, который помнит совсем другого Мишку. И опять-таки не будь Настеньки, может и плюнул бы - ну полез Чиркун во святые, и ладно. Но нет - здесь ведь поражение, духовное поражение и на глазах любимой, поповны, напомним. И соперники меняются ролями - <хороший> прежде Егор ополчается на <плохого> прежде Михаила, ополчается против него и против его Бога. Не понимая того, что тем самым ополчается он и против ее Бога! И как это все по-русски! Как мучают нас споры этих стариков своей злободневностью - не мы ли видим бывшего парторга, зачастившим в церковь, не нас ли обдают брызгами лимузины бандитов, подкативших к храму, не мы ли читаем поганенькие статейки о блудных попах и монахах? И мучаемся этим, и нет у нас ответа. Письмо Алешкина стенографично, он не вязнет в плоти повествования, ему нужно успеть поведать о семи десятилетиях судьбы своих героев и своей Родины. В романе не мало слабых мест - на мой взгляд, совершенно неуместно он назван <откровением Егора Анохина>, потому что именно ему-то ничего и не открывается: он умирает в тюрьме, нераскаянным убийцей своего соперника, по сути дела нравственно побежденным. Напрасно и каждая глава романа проиллюстрирована ни с чем не связанными эпиграфами из <Откровения> Иоанна Богослова (сиречь Апокалипсиса). Апокалиптизм русской революции, описанный в романе, и без того слишком очевиден. Где-то речь героев недостоверна, да и образы набросаны газетно: например ангелоподобные атаман Антонов и его брат Дмитрий, под стать пушкинскому импровизатору, чуть ли не целые поэмы о борьбе с большевизмом слагающий на ходу; чопорная немка, катающаяся с плачем по земле, как может только русская баба; и многое другое. Но дело, повторю, не в этом - дело в том, что по прочтении романа душа мятется. И благодаришь автора за этот ее непокой, за то, что он вновь ставит ее перед извечными, какими-то неизбывно <сегодняшними> русскими вопросами И как пример одного из них - такой: доводилось ли вам читать последние полосы областных газет? Те, где печатаются <криминальные хроники>? Если нет, то вот сообщение с одной из таких полос: <В субботу 7 января 1989 года, на Рождество Христово, Егор Игнатьич Анохин, восьмидесятивосьмилетний старик, зарезал столовым ножом своего односельчанина Михаила Трофимовича Чиркунова, еще более древнего старика > Выпили, закусили, <заспорили об Иисусе Христе, как записал участковый милиционер со слов жены убитого > И только прочитав роман Алешкина, понимаешь, что за всем этим стоит. P. S. В аннотации к роману не без гордости извещается, что книги Петра Алешкина <переведены и изданы во Франции, Китае, США, Германии > И это понятно. С одной стороны, Алешкин дает им то, чего они ждут - криминальную Россию, какой ее сегодня показывают всему миру и какой она во многом действительно сделалась за минувшее десятилетие. Да плюс <рашн экзотик>: комиссары, НКВД, лагеря. Но с другой-то стороны - за всем этим и надо всем: <любовь, которая и жжет, и губит>. Любовь к женщине, к Родине, к Богу. Русская любовь и русская кровь - не стынущая даже в дряхлых стариковских жилах, ежесекундно творящая трагедию своей частной и нашей всеобщей судьбы. Та самая, <черная>, необъяснимая, пугающая сытых заокеанских клерков и домохозяек не выстрелами на улицах и не дерзкими ограблениями (у них убивают и грабят не реже), а именно первородной своей, неукротимой и зачастую гибельной силой. Как, спрашивают они, разве можно умереть за любовь? Оказывается, можно.
|
03.04.2003 |
Упущенный шанс Президента Путина
|
05.03.2003 |
|
11.02.2003 |
|
04.02.2003 |
Возвращение Ярославского-Губельмана
|
23.01.2003 |
Холодная война закончилась. Да здравствует холодная война!
|
13.01.2003 |
|
23.12.2002 |
Три ╚эр╩ русского религиозного реализма (выступление на пленуме СП России 15.12.2002 г.)
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"