TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.10.2023
13:19

Но какая искренность!

    Я, наверно, здорово предвзят к гражданам Украины… Это при том, что про себя я думаю, что ежедневная привычка отказываться от себя ради истины при попытках . . .

23.10.2023
23:05

Секрет полутысячелетней независимости России

     

    Привыкший начинать с себя ради тонкости самовыражения в постижении созданного не мною, - ради тонкости самовыражения, готового самоуничтожиться, лишь бы оказаться адекватным автору, эгоист по образу жизни с целью вжиться не в себя, я сегодня пережил отвращение, перечитав давний продукт такого вот своего творчества, - отвращение из-за того, до какой же сложности я додумался. И о чём? О стихах, ставших народной песней, об “Выхожу один я на дорогу”. Где заумный я и где простой народ… Тоже приобщённый к этой зауми, но в неосознанном виде.

    Я это вспомнил, наткнувшись в ленте на предложение почитать о песне “На безымянной высоте” (1963), слова Матусовского, музыка Баснера. Тоже в народ ушла песня.

    И, несмотря на недавнее отвращение к себе, мне захотелось “подумать” письменно: почему это случилось?

    На безымянной высоте

     

    Дымилась роща под горою,

    И вместе с ней горел закат.

    Нас оставалось только трое

    Из восемнадцати ребят.

    Как много их, друзей хороших,

    Лежать осталось в темноте

    У незнакомого поселка

    На безымянной высоте!

    .

    Светилась, падая, ракета,

    Как догоревшая звезда.

    Кто хоть однажды видел это,

    Тот не забудет никогда.

    Он не забудет, не забудет

    Атаки яростные те

    У незнакомого поселка

    На безымянной высоте.

    .

    Над нами “Мессеры” кружили,

    И было видно, словно днем.

    Но только крепче мы дружили

    Под перекрестным арт-огнем.

    И как бы трудно ни бывало,

    Ты верен был своей мечте

    У незнакомого поселка

    На безымянной высоте.

    .

    Мне часто снятся все ребята,

    Друзья моих военных дней,

    Землянка наша в три наката,

    Сосна, сгоревшая над ней.

    Как будто вновь я вместе с ними

    Стою на огненной черте

    У незнакомого поселка

    На безымянной высоте.

    Из-за непретенциозности, лучше всего выразившейся в слове “безымянной”. Ну и маршевым тактом, нивелирующим личность.

    Народ живёт прямо противоположно мне. Я – теперь особенно, на грани могилы – каждый день живу, чтоб выдать такое, что кроме меня, может, так и не будет выдано. Это не точная наука, обретаясь в которой, Эйнштейн сказал, что не он, так другой бы открыл теорию относительности.

    А солдаты умирают ради родины. Им не важно, упомянут ли их имена в песне. А ближе, до смерти, их заботит жизнь товарища, а не своя!

    Смотрите. Песня – воспоминание одного из выживших. И, казалось бы, бессмыслица –в четвёртой строке сказать: "Из восемнадцати ребят”, а в следующей строке полуспросить: "Как много их”. Это потому, что воспоминание о бое содержанием имеет какие-то неназванные акты дружбы, проявляемой в ходе этого боя. И самое резкое воспоминание – как друзья один за другим замирали убитые: "Лежать осталось в темноте” (бой-прототип был дневной, предыдущей ночью сумели высоту захватить без потерь, те начались днём, но ИХ было видно и в наступившей темноте второй ночи, ибо ОНИ были предметом особого внимания в том бою и после него, во всяком случае, через 20 лет после события и при вживании в тот бой поэта).

    Ну и что, что реально каждому надо было целиться, стрелять и беречься самому. Как-то сверхреальна – дружба, что обеспечивает вот уж полутысячелетие независимости России.

    И это, а не их, прототипов, имена и фамилии:

    Евгений Прошин

    Константин Власов

    Герасим Лапин

    Николай Даниленко

    Дмитрий Ярута

    Емельян Белоконов

    Петр Панин

    Дмитрий Шляхов

    Роман Закомолдин

    Николай Галенкин

    Тимофей Касабиев

    Гавриил Воробьев

    Александр Артамонов

    Дмитрий Липовицер

    Борис Кигель

    Даниил Денисов

    Петр Романов

    Иван Куликов

    не указание, что они – из одного города (Новосибирска), что девять работали до фронта на одном заводе ("Сибсельмаш"), - дружба оказалась залогом вечности России.

    Вот почти весь мир когда-то завоевали чингизиды. Их было очень немного. Просто там была железная дисциплина.

    "Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и, говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются; точно так же, если один или двое, или больше смело вступают в бой, а десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются” (Википедия).

    И где та империя? – Давно её нет.

    А Россия есть.

    Солдатская дружба так пьянит не очень красноречивого “я”-повествователя, что он о ней маниакально говорит и говорит:

    "Но только крепче мы дружили

    Под перекрестным арт-огнем”.

    “Мне часто снятся все ребята,

    Друзья моих военных дней”.

    “Как будто вновь я вместе с ними”

    И, можно думать, что нерасшифрованное: "Ты верен был своей мечте”, - тоже о дружбе, протянувшейся до после войны.

    К. Н. Власов, Г. И. Лапин. 1967.

    Выжили в том бою в 1943 году у поселка Рубеженка Калужской области, прототипе местности, что в песне, только два, а не три. Но, поскольку слова – от имени "я"- повествователя, то Матусовский, вживаясь в идею-фикс дружбы принципиально не очень речистых персонажей, причислил к выжившим и себя.

    10 марта 2023 г.

18.10.2023
17:14

Почему «Героям слава!»?

    Почему “Героям слава!”? Потому что побеждает не сила, а дух. – Врагов нужно знать до мозга их костей. “Героям слава!” это отзыв на нацистский призыв времён ВОВ . . .

16.10.2023
18:45

Болонская система не так уж и плоха

    Для болонок! . . .

15.10.2023
23:07

У попа была собака…

    Совершенно случайным образом моего внимания коснулось упоминание фильма “Тридцать три” (1965) Данелия. А у меня есть куча разборов его фильмов, в которых . . .

11.10.2023
10:14

Настырно

    Настырно – это противно. Особенно тому, у кого иное мировоззрение, чем то, к чему в синтезе из анализа, я привожу своего читателя, демонстрируя какую-нибудь . . .

10.10.2023
18:31

Что-то пошло не так

    Я почему-то никогда не помню одну цитату из Маркса. Всегда лезу в книгу, где я эти хлёсткие слова встретил, чтоб их переписать. Поскольку не помню, не могу . . .

01.10.2023
16:50

Не в театре

    Ох, и приятно, знаете, обнаруживать собственные мысли у здорово знаменитых людей. Одной такой собственной является моё наблюдение, что не принятое публикой . . .

30.09.2023
08:46

Почему я перестал смотреть сериал «Лимитчицы»

    Вообще-то я избегаю смотреть сериалы, но иногда срываюсь. “Лимитчицы” (2023) Добровой-Куликовой – такой срыв. Наверно, из-за того, случился, что там советское время, . . .

28.09.2023
16:16

Через наоборот! Пять веков спустя!

    Поразительный факт я только что вычитал: "При верной общей трактовке психологического содержания какого-либо произведения искусства — в деталях его . . .

27.09.2023
09:10

Вся рота идёт не в ногу

    Комичную, издевательскую над искусствоведами историю я прочёл. "Cодержание же... его картинам удавалось приписывать самое различное, самое произвольное . . .

25.09.2023
10:12

Провал Венецианова и меня

    Мой провал в том, что я ничего особо странного не увидел в этой картине. Венецианов. Гумно. 1822-1823. А странного, оказалось по прочтении работы Михайлина и Беляевой, . . .

24.09.2023
13:22

И опять, как пластинку заело

    Мне подкинули ещё одну вещь Окуджавы. Не понял зачем. Чтоб я проверил 1963-й год как год поворота Окуджавы от левого шестидесятничества к правому? По дороге к . . .

23.09.2023
20:11

Ахеджакова ещё не преступила закон?

    Путин: “Кто встал на путь прямого предательства, совершая террористические и иные преступления, направленные против безопасности нашего общества, . . .

22.09.2023
12:24

Вот и опять слёзы

    И опять я боюсь: найду ли эстетическую (не моральную!) их причину. Евгений Харитонов Дети Донбасса Война. Хроническая фаза. Снаряды сыплются дождём. В . . .

18.09.2023
16:55

Дурак оказался я, а не Лесков

    Как-то не запомнилось, как я вышел на Лескова. Читал какой-то дифирамб ему по поводу какой-то его даты. И меня покорёжило, что там написано, что он писатель первого . . .

08.09.2023
10:46

Новые публикаций ограничения от 5-й колоны

    Вот это на дзен-канале было заблокировано за “язык вражды”. При запросе, за что заблокировано, блок сняли, но оставили ограничение – только для подписавшихся на . . .

04.09.2023
17:05

Спор о Бодлере

    Жаль, оппонент давно мёртв. "К концу XIX в. декаденты уже с издевательским смехом спрашивали новичков в искусстве: что такое красота? И их издевка была понятной — . . .

03.09.2023
16:30

Как пластинку заело…

    Это я про настроение, с которым берусь писать очередную статью… (Потом оно станет понятным.) – С другой стороны, конечно же, найдутся люди, которым внове мои . . .

02.09.2023
16:02

Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует в России почти 5-я колона

    Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого! "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100