Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
30.11.2023 |
|
||||||||
17.11.2023 |
«…плохая попытка поставить "советское" кино»
|
||||||||
11.11.2023 |
Поэтесса Татьяна Вольткая и искусственный интеллект дзена
|
||||||||
08.11.2023 |
Не оставляет меня беспокойство о предательнице России Вольтской
|
||||||||
07.11.2023 |
Сходство и различие азовцев и вагнеровцев
|
||||||||
06.11.2023 |
|
||||||||
31.10.2023 |
Шаблон. Но всё равно действует
|
||||||||
30.10.2023 |
Я обиделся за поэтессу, предательницу России
За Вольтскую. Мне написали: "И зачем тут стихи инфантильной барышни...”. А я счёл, что, хоть разобранное мною стихотворением (см. тут) и является второсортным (по моему, эстетического экстремиста, ранжиру), так как рождено замыслом сознания (выразить ненависть к преступно социально отсталой России с её централизмом), а не подсознательным идеалом, но… Но большим числом повторов, достаточно разных, чтоб читатель не заскучал, она добилась* какой-то степени внушения читателю своей точки зрения. Повторы настолько разны, что до меня не сразу дошло, чего я взволновался. А как только есть что-то – пусть и поначалу – недопонятное, так, - думаю я, - это эстетически ценно. – И вот меня корят в ошибке. То есть корящему плевать на мои четверти-чувств, верные и ценные мне за именно их малость, тонкость. – Я обиделся: ему-де давай весомое, грубое, зримое (словами Маяковского).
Я потому вдруг процитировал Маяковского, что, решив проверить качество Вольтской-поэтессы, я полез в её ранние стихи, и мало что понимая в одном, другом и третьем стихотворениях, - я в третьем всё же, ещё не дочитав до слова "Тибр”, угадал почему-то что речь – о Риме. – Это тонко и недопонятно: как я догадался?
При "цветущих колоннах” на второй строке я подумал: Афины. Наверно, из-за сходства (в трёхдольности) с Гомером:
Но "с названием кратким, как жизнь” не выходит: Афины – 3 слога. Зато "орлиное солнце”, т.е. высоко в небе, оставляет ищущую мысль на юге относительно России, страны северной. Слова: "На молочных холмах — непросохшие капли”, - могли только в подсознании навевать такую картину: Тут я ещё не мог догадаться про Рим, хоть про 7 его холмов, конечно, знал, а молочноcть, да, ассоциирует с туманом. А вот слова: "Из набухших фонтанов жара выжимает слезу”, - если я не ошибаюсь (я ж сейчас копаюсь в памяти, как я догадался про Рим), мне, кажется, он мне представился-таки. И не потому, что я знал, что там более 2000 фонтанов, больше, чем в любом городе мира, а не знаю, почему. Навидался римских фонтанов в кино и телевидении, что ли… Следующие два стиха:
наколдовали воображению, что это в очень религиозной стране с потрясающим барокко и сонмами ангелов на стенах. Так и оказалось потом в поиске по римским местам. Теперь: "Где живей винограда, прозрачен и теплолюбив, / Наливается мрамор, пространство собою обвив”. Что-то такое, наверно, было в ассоциации: Концепция патио зародилась в Древнем Риме, как стремление отгородиться от внешнего мира. В современных реалиях шумного города подобный подход актуален как никогда. Слова: "город, насытивший мир молоком / Иссякающей речи”, - со всей определённостью мне сказали, что это латынь. А при словах: "Где арена пуста”, - я просто представил себе Колизей. И дальше был "Тибр”, и я пришёл в восторг от себя. Не от неё. Я дочитал до конца и чуть не с вожделением бросился искать подтверждение, наоборот, точности слов "оплывших ступеней”. И нашёл. И, чтоб её похвалить не только за умение естественно говорить иносказательно, я подумал: а не преобладают ли в стихотворении звонкие согласные, хоть глухих на 4 буквы больше в алфавите из-за непарных глухих? – Вот как это выглядит по строкам (в числителе звонкие): 16/10 14/9 12/10 13/7 13/6 18/4 18/3 15/8 14/8 11/6 10/12 13/10 14/10 17/6 17/7 11/7 6/3 Преобладают! Уж тут-то точно работало не сознание, а исключительно подсознание. То, которое не подсознательный идеал (обеспечивающий художественность и первосортность), а простое (обеспечивающее органическую цельность, эстетическое качество и второсортность, но зато всё же искусства, а не ремесленничества). (Для проверки своего эстетического чутья я предыдущие 2 абзаца написал до подсчёта. Подумал: ошибусь – просто не стану о звонкости писать.) Так что Вольтская – талант, конечно. Стихотворение – произведение прикладного искусства. Замысел сознания такой: Рим лучше России. Просто надо знать, перефразируя Пушкина, что гений и злодейство — две вещи совместные. Видно злодейство Вольтской уже в 1994 году? – Нет. Но предпосылки, глядя из сегодня, уже наметились. (Хоть разговор об этом будет вилами по воде – да простится мне…) Сравню с собой. Стихотворение любовное. И прямо противоположное вспомнившемуся моему случаю. Влюблённая лирическая героиня от избытка чувств к своему любимому, хочет оказаться в месте, соответственно, лучшем, чем её родной Петербург (так он был переименован за три года до сочинения стихотворения). Я там несколько раз был в командировках приблизительно в те годы. Город был страшен по сравнению с советским временем. (Только к 300-летию – в 2003 году – его привели в порядок.) 1994 год это год после расстрела Белого Дома Ельциным. Либерализм показал зубы: госустройство в России – не демократия. Идеалисты либералы могли выругаться по-черномырдински: хотели, как лучше, а вышло, как всегда. Что Рим лучше, это для лирической героини и её любимого выглядит объективностью и в материальном, и в идеальном смысле. Вот она и мечтает об их, "раненных” Россией, пребывании в нём с любимым в разных уголках лучшего города земли. Даже не вдаваясь в будущее: примет Рим их или нет ("Вниз укажет отставленным пальцем. / А может быть, вверх”), смогут они прилично устроиться в эмиграции или нет. За 32 года до того (24-хлетний) я, переполненный предчувствием счастья, будучи в отпуске, в Дилижане (Армения), в какой-то миг оторвавшись от настольного тенниса, прикрывшись от солнца рукой и глянув на нависающую до неба стену, состоящую из леса ближайшей горы, поклялся себе (и не исполнил этой клятвы), что я когда-нибудь вернусь в Дилижан. Через несколько дней, в Ереване, я влюбился. Её звали так странно – Паша (Павла, Павлина). Я потому, наверно, запомнил. И назавтра мы гуляли с нею по центру Еревана, пьяные от любви, и запивали поцелуи глотком воды из каждого питьевого фонтанчика, которые стояли на каждом шагу. У нас были встречные туристические маршруты, и назавтра она уехала туда, откуда я приехал. (А меня ешё при подъезде к Кавказу обворовали, и у меня было только 53 копейки. Но, не выдержав разлуки с нею, я умудрился на попутных машинах её группу догнать в тот же день и к утру вернуться к своей группе.) И я вовсе не мыслил о счастье с нею в Дилижане. Мне хорошо было там, где я жил. И я тогда не осознавал, что фактически формировался как стихийный левый шестидесятник, взявшийся – во имя спасения коммунистической перспективы – лечить социализм от рака-вещизма. Я становился противоположностью будущей Вольтской. 20 марта 2023 г. * - Нам она не нужна.- Нужна, но в сопровождении соответствующей (как у меня) критики, т.е. в качестве ослабленного микроба – для возбуждения иммунитета и читателей-патриотов России. Ведь глубокая убеждённость – заразительна. А смотрите, какая у неё глубина: Где оплывших ступеней не скроет ни лед, ни сугроб. В смысле – в Риме Среднемесячная температура в Риме по месяцам. не бывает ни "ни лед, ни сугроб”. То есть она ненавидит, по крайней мере, Петербург, если не Россию, холодную страну. То есть органически она ненавидит. 23.03.2023.
|
||||||||
29.10.2023 |
Что меня смущает в стихах иного предателя России
|
||||||||
28.10.2023 |
Про открытие, о котором я вчера узнал или …и получаю от себя ответ. Сразу или погодя
|
||||||||
27.10.2023 |
|
||||||||
24.10.2023 |
|
||||||||
23.10.2023 |
Секрет полутысячелетней независимости России
|
||||||||
18.10.2023 |
|
||||||||
16.10.2023 |
Болонская система не так уж и плоха
|
||||||||
15.10.2023 |
|
||||||||
11.10.2023 |
|
||||||||
10.10.2023 |
|
||||||||
01.10.2023 |
|
||||||||
30.09.2023 |
Почему я перестал смотреть сериал «Лимитчицы»
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"