18.01.2001 17:32 |
ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ, или СЕНСАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА Литературная сенсация, или Сенсационная литература
В заметке, предлагаемой благосклонному вниманию проницательного читателя, пойдет речь о несомненной сенсации минувшего года:
Юлий Дубов. Большая пайка. Роман. Москва. Издательство <Вагриус>. 2000. Тираж 51 000 (!!!) экземпляров. 560 стр.
Издательство рекламирует книгу как <первый настоящий роман о русском бизнесе>. Ну и что, скажет любезный читатель, были такие, читал, надоело. И будет не прав, ибо этот увесистый фолиант принадлежит перу не набившего на <чернухе> руку кустаря-<детективщика>, а человека из совершенно иной колоды. Юлий Анатольевич Дубов - Генеральный директор пресловутой компании <ЛогоВаз>, сподвижник Б.А.Березовского, один из самых известных капитанов флибустьерского отечественного предпринимательства, доктор наук, натуральный <олигарх>. Какой нерадивый помощник подсунул Б.Е.Немцову бумажку с этим древнегреческим словечком-термином (oligos - немногочисленный, arche - власть). Борис Ефимович это <озвучил>, и все, теперь никаким бульдозером не выкорчуешь. Олигархи в Древней Элладе не обязательно были лично богатыми людьми, например, они могли быть военными. Олигархия - режим, при котором власть принадлежит просто тесной группе лиц. К нашим героям отчасти приложимо понятие <плутократы> (от plutos - богатство), которые правят потому, что очень богаты. Кстати, Гитлер и Муссолини западные демократические режимы презрительно именовали плутократическими.
Итак, автор книги - русский предприниматель самого крупного калибра. Скажем прямо, на тощей ниве современной отечественной словесности такие злаки еще не произрастали. Это - первый. Зачем Юлий Дубов написал этот роман, Бог весть. Ну, да, огромные тиражи, чрезвычайно лестные рецензии в самых респектабельных периодических изданиях, знаменитый режиссер Павел Лунгин приступил к работе над экранизацией, почетная номинация на литературную премию (в номинации <лучший роман> прошлого года). Все это, разумеется, приятно и сладко. Однако сомнительно, что роман создан в горячем чаянии славы и гонораров. Юлий Дубов и вне литературы чрезвычайно известный и богатый господин. Нет, скорее, это произведение - исповедь, отчасти - автоапология, отчасти - крик души, подробный психологический отчет о тесном и страшном (в духовном смысле) мире русского бизнеса, безумного, хаотичного, безжалостного, доблестного, порочного и отталкивающего (все в одном флаконе).
Книга, разумеется, исключительно интересна, а зачем бы я стал о ней думать и писать, да, в тысячу раз интересней брехливой и высокомерной <Исповеди> Жан-Жака Руссо. Хорошо бы ее перевести на английский язык, дабы западные люди, работающие в русском направлении (инвесторы и бизнесмены) из первых уст узнали, почем лихо. Прихотливый сюжет этого триллера о русском большом бизнесе я, разумеется, пересказывать не буду. Скажу лишь, роман представляет собой цикл авантюрно-психологических повестей, названных именами героев (<Сергей>, <Виктор>, <Марк>, <Муса>, <Платон>), пришедших в бизнес из академической науки. В общем: как это было, и что из этого получилось.
Отмечу сразу одно важное обстоятельство. Название романа восходит к знаменитому зековскому присловью времен правления товарища Сталина: <В лагере убивает большая пайка, а не маленькая>. Эта фраза из рассказа Варлама Шаламова <Заговор юристов>, автора всемирно известных <Колымских рассказов>, предпослана в качестве одного из эпиграфов к роману. Эту поговорку знают все, кто сидел, кто писал о сидевших. Ни романист, ни кто-либо из многочисленных рецензентов ее никак не истолковал. А жаль. Прибегнем к авторитетнейшему мнению свидетеля, отмучившегося почти тридцать лет в сталинских лагерях: <Не маленькая пайка губит, а большая> (пословица): вернее погибает в лагере тот, кто очень тяжело работает, чтобы заработать большую пайку, чем тот, кто работает для того, чтобы выработать лишь маленькую пайку (гарантийку), так как дополнительный хлеб ни в коем случае не компенсирует дополнительные усилия> (Жак Росси. Справочник по ГУЛАГу. В двух частях. Ч. 2. Изд. 2-е. М., 1991. С. 269). Еда для зеков, все блага для богатых - от частных самолетов до лучших женщин - никоим образом не компенсируют тех нечеловеческих усилий, которые обусловливают их получение. Почти все герои романа не умирают в своей постели. Все они, выйдя из научного братства, переживают в крупнейшем бизнесе драму непонимания и тотального отчуждения.
Итак, в самом названии книги звучат трагические ноты. Роман Юлия Дубова, дорогой читатель, это - <АнтиОбломов>. Книгу Гончарова ты лениво мусолил в школе, мол, тягомотина и скукотища. Все не так. <Обломов> И.А.Гончарова, возможно, лучший роман в русской литературе, ибо в Илье Ильиче суггестированы черты и грани нашего <коллективного бессознательного>. Полистай на досуге наново. Иван Александрович написал трагическую книгу об угасании воли, о гибели дарований в удушливой атмосфере эпохи государя Николая Павловича. Юлий Анатольевич Дубов написал трагическую книгу о возрастании <воли к власти>, к могуществу, к обладанию миром, не к ночи будь помянут Фридрих Ницше, о расцвете дарований полукабинетных ученых, прикладников-математиков в буйной, насыщенной испарениями крови и больших денег атмосфере эпохи позднего Горбачева - раннего Ельцина. На том стою.
В многочисленных интервью писатель бесхитростно признается в том, что прототипом главного героя <Большой пайки>, гениального комбинатора Платона Михайловича, явился сам Борис Абрамович Березовский. Автор, правда, стыдливо признается в том, что прототип книгу о себе еще до конца не осилил. В одном из сетевых интервью писатель восторженно цитирует друга-патрона: <Бизнес - это экспансия>. В принципе, все герои имеют реальных прототипов. Если ты, любезный читатель, следишь за делами и делишками на бывшей родине, вычислишь их всех на сотой странице. А не догадаешься: <Кто есть ху> (Михаила Сергеевича незабвенного цитирую), так и ладно, книга не станет менее увлекательной. Для возгревания интереса скажу, что в романе играет игру персонаж, чрезвычайно напоминающий <бодигарда> в генеральских эполетах, господина Коржакова.
Роман потрясающе саморазоблачителен. Слава Богу, дуболомы из генеральной прокуратуры читать не умеют, а то была бы просто беда. Натурально, можно заводить дело на <ЛогоВАЗ> (в романе - <Инфокар>), подробнейшим образом изложена истории денежной <пирамиды>, измышленной Борисом Абрамовичем <АВВА> - иногда пишут (в книге - <СНК> - <Союз народного капитализма>), захвата автогиганта на Волге и т.д. И все это не забавные плутни, а гениальные, но, увы, преступные комбинации и опаснейшие (зачастую кровавые) махинации. Прокуратура теперь почти вегетарианская. В тридцатые годы, например, крестьянскому поэту Сергею Клычкову за невиннейший этнографический роман <Чертухинский балакирь> пришили <измену родине>, а что за этим последовало, друг мой высокий, догадайся с одного раза.
<Большая пайка> - талантливая книга, острая, нервная, с несомненными философическими обертонами. Роман насыщен глубоко продуманными отступлениями о философии бизнеса, который ни морален, ни антиморален, а внеморален. Не удержусь, процитирую суждение проходного персонажа: <В бизнесе нельзя верить ни одному человеку. Другу, брату, матери - никому Аксиома, если хотите. Любая целенаправленная деятельность, если в ее основе лежит доверие к людям, обречена. Мало того, она просто вредна> (С. 143). Вся книга насыщена ницшеанским духом, хотел этого автор или нет. У немецкого мыслителя была прелестная работа <Веселая наука>. О книге Дубова в заключение скажу: <Грустная наука>
|