Предлагаю вниманию читателей исключительно добротную, обстоятельную и умную книгу, принадлежащую перу знаменитой исследовательницы старой России, профессору истории Лондонского университета: Линдси Хьюз. Царевна Софья. 1657-1704. Перевод с английского и научное редактирование: канд. ист. наук С.В.Лобачев. Санкт-Петербург. Издательство <Гранд>. 2001. 417 С. Тираж 4000 экз. Книга скромно названа <научно-популярным изданием>
Читатель, ты уже нос сморщил, мол, знаю такие претенциозные нахальные книжонки, авторы которых без зазрения совести нагло присваивают плоды чужих разысканий. Нет, здесь совсем иной случай: толковейшая <ученая> монография (научный аппарат занимает 70 страниц петита) написана легко и занимательно, умно и тонко. Автору свойственна скрупулезная и филигранная работа с источниками, например, исследовательница впервые вводит в научный оборот дневник шотландца Патрика Гордона, состоявшего в ту пору на царской службе.
Линдси Хьюз избегает принудительного навязывания каких-то выводов, оценочных суждений, категорических обобщений и т.д. О, как грешат этим самые добросовестные и талантливые историки. Приведу лишь один пример: из учебника в учебник, из исторического романа в исторический роман, из фильма в фильм перекочевывает ничем не подкрепленная версия о любовных отношениях царевны Софьи, российской <самодержицы> в 1682-1698 гг., с ее <первым министром>, полководцем и дипломатом, князем Василием Васильевичем Голицыным (1643-1714). Исследовательница, приведя тексты двух писем Софьи к фавориту, командовавшему в 1689 г. вторым крымским походом, а больше никаких царевниных документов до нас не дошло (С. 284-286), замечает: <Поскольку в нашем распоряжении нет аналогичных писем, написанных в то время незамужними женщинами мужчинам, с которыми можно было бы сравнить шифрованные послания Софьи, читатель волен сам решать, можно ли считать их доказательством любовной связи между царевной и князем Голицыным> (С. 286). Я склоняюсь к тому.., нет, молчок, не скажу. Самому разгадывать такие ребусы несравненно интереснее, чем кроссворды: читатель может домысливать судьбу не литературных героев, а реальных исторических персонажей.
Кратко напомню династическую историю. Софья - шестая дочь царя Алексея Михайловича (1629-1676) от брака с царицей Марией Милославской (1625-1669), внучка основателя династии царя Михаила (1596-1645). Овдовев, царь Алексей венчался вторым браком с Натальей Нарышкиной (1651-1694), которая родила ему трех детей: сына Петра (1672-1725) и дочерей Наталью (1673-1716) и Федору (1674-1678). После смерти Алексея Михайловича трон унаследовал Федор Алексеевич, правивший всего шесть лет (1661-1682). После безвременной кончины царя Федора 25 июня 1682 г. коронованы были два его брата от первого и второго браков отца: царь Иван Алексеевич (Иоанн V) и царь Петр, позднее прозванный Великим, то есть полный и сводный братья и царевны Софьи. Царь Иван был слаб здоровьем и <умом>, а будущий Петр Великий взошел на трон десятилетним мальчиком. Софья стала фактической правительницей Руси, регентшей, первой женщиной в отечественной истории, сосредоточившей в своих руках всю полноту власти в 1682-1689 г. Династические законы московской Руси ни в коем случае не позволяли царицам и царевнам управлять государством, трон передавался сугубо по мужскому колену. Царевен никогда не выдавали замуж за иностранных принцев и королей, они вели затворническую жизнь в теремах (<принудительный целибат>). Софья - первая теремная узница, вырвавшаяся на свободу и после своего падения вернувшаяся в затвор. 7 сентября 1689 г. ее имя было исключено из царского титула, сразу же последовали арест и заключение в Новодевичьем монастыре до смерти; 29 октября того же года она была насильственно пострижена в монахини под именем Сусанны. Суров был брат Петр, низвергнувший сводную сестру.
В аннотации к книге указано: <Линдси Хьюз рассматривает политическую историю, отношения государства и церкви, международную политику, социальные движения, культуру и быт средневекового общества, государственные преобразования накануне нового времени Эпоха Софьи Алексеевны ознаменовала собой начало нового периода русской истории, кульминацией которого стало блестящее царствование Петра> (С. 4). Все так! Титаническая фигура Петра I, отца первой русской <перестройки>, заслонила в благодарной и неблагодарной памяти потомков судьбы и деяния его предшественников, в первую очередь, царевны Софьи. Читатель, напомню, что петровская <перестройка>, изменившая и преобразовавшая Россию, привела к тому, что в результате и вследствие ее каждый пятый россиянин в землю лег: за долгие годы петровского правления население царства-империи сократилось с 25-ти до 20-ти миллионов человек. Неплохо бы помнить об этом нынешним и будущим российским реформаторам.
Годы правления Софьи ознаменовались важнейшими событиями в истории России: участием в <концерте> европейских держав, дипломатическими успехами, войнами и мятежами (знаменитая <хованщина>), блестящими культурными начинаниями. Софья, как и ее отец, разрывалась между старомосковским <изоляционизмом> и стремлением к сближению с Западом. Исследовательница с болью и горечью пишет о той эпохе: <Крупные европейские державы все еще считали Россию огромной варварской страной.., которую можно было использовать в коммерческих целях, или как путь на Восток, или иногда в качестве противовеса своим врагам, но ее никогда не рассматривали как цивилизованную нацию> (С. 228). Триста с лишним лет минуло, а русский <воз и ныне там>.
Именно в годы правления Софьи на Русь хлынул поток европейцев, она позволила, например, гугенотам искать убежище в Москве от конфессиональных преследований на родине, разрешила первым иезуитам приехать <на Русь>. При ней расцвела знаменитая Немецкая слобода в Москве, где селились иностранные военные, лекари, ремесленники, переводчики, художники и т.д., состоявшие на царской службе, заработали две первые ткацкие фабрики.
При Софье развивалось и книгопечатание, было издано 44 книги преимущественно духовного содержания. Однако царевна разрешила приобретать за границей светские книги, предметы искусства, мебель, утварь и т.д., что сыграло просто революционную роль в жизни верхнего просвещенного слоя (появились крупные домашние библиотеки и коллекции живописи).
Эпоха Софьи ознаменовались и развитием культуры. Она покровительствовала первым русским профессиональным писателям (прежде всего Симеону Полоцкому, своему учителю и наставнику). В 1682 г. монах-поэт Сильвестр Медведев (в миру: Симеон Агафонникович; 1641-1691; казнен Петром I как сподвижник Софьи) основал славяно-латинское училище, учебный план которого включал <науки гражданские и духовные>, в частности, <философию разумительную, естественную и правную> (С. 208). Вот - источник высшего образования в России. В период правления царевны зародилась светская живопись (портреты-парсуны), иконописание достигло нового уровня, расцвело архитектурное направление, получившее название русское барокко.
Важнейшим достижением внутренней политики Софьи явилось уничтожение <местничества>, т.е. устаревшей системы назначений на высшие военные и административные должности, при которой во главу угла ставились происхождение человека, чины и титулы его предков, а не личные дарования и заслуги. Несомненной заслугой царевны необходимо признать смягчение варварских наказаний за уголовные преступления.
Протореформы, <протоперестройка> царевны Софьи были мирны, ненасильственны, органичны, не вызывали негодования и ярости населения (кроме старообрядцев). Однако все эти благие начинания оказались насильственно прерванными бешеным гением Петра, вздернувшим Россию <на дыбы>. Трагедия