18.12.2002 |
|
|||||
22.11.2002 |
Кому же грозила ╚Русская сила╩?
|
|||||
13.11.2002 |
Русская литература: возвращение смыслов
|
|||||
11.11.2002 |
|
|||||
05.11.2002 |
|
|||||
25.10.2002 |
|
|||||
22.10.2002 |
|
|||||
10.10.2002 |
"Везде мне грезится священный образ Твой"
|
|||||
08.10.2002 |
В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)
|
|||||
04.10.2002 |
О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"
|
|||||
24.09.2002 |
Письма Смердякову ( от издателя)
|
|||||
09.09.2002 |
|
|||||
30.08.2002 |
|
|||||
14.08.2002 |
Трагический голос России Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое вуалью, с влажными мерцающими из-под этой вуали очами лицо блоковской незнакомки? Или?.. Вопросы эти √ не самые праздные, если речь идет о стихах орловской поэтессы Ирины Семеновой. Летом этого года она стала лауреатом премии им. Твардовского, ежегодно присуждаемой на Смоленщине. Казалось бы √ вот и ответ! Уж, во всяком случае, муза России у Твардовского совершенно определенна √ это задорно акающая, истоптавшая сотни верст полевых дорог и бездорожий русская селянка: невеста, жена, мать. Однако не все так просто. Былое разделение русской литературы на две основные школы (Московскую и Питерскую) сегодня все больше и больше становится условностью, и пример тому √ присуждение ⌠московской■ общерусской премии поэтессе с совершенно очевидным ⌠питерским■ ладом стиха. Великий этот город, еще в юности наложил неизгладимую печать своего духа на весь строй ее души, соответственно √ и на строй стиха: А по каналам в испареньях томных Цвела, застыв, чернильная вода И зорь полночных, северных, огромных, На берега сходила череда┘ С тех пор даже когда Семенова пишет о сельском пруде √ за его рябью мерещатся волны Финского залива: И только волн зеленоватых стон, Бросающихся с яростью на сушу, Как неизменный и ненастный фон, Мне странно успакаивает душу┘ И тем не менее √ веками бывший культурным форпостом Запада Петербург духа сегодня совершенно очевидно стал частью общерусского духовного противостояния. Неслучайно именно там явился России в годы смуты и разора такой светоч духа, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, неслучайно и в современной литературе √ православные питерские писатели (Коняев, Калягин и др.) явление весьма заметное. Формальные различия у этих литературных школ были и остануться (и слава Богу!): четкая, напоминающая гранит набережных города на Неве чеканка слов петербуржцев и пестрое, задыхающееся от избытка чувств безудержье московского говорка √ вряд ли когда-либо сольются. Но за всем этим сегодня возникает уже общерусское единство духа. То √ чего очень не хватало последним векам Российской истории с ее ⌠московскими■ и ⌠петербургскими■ периодами. Потому что то зло, которому сегодня противостоит русская культура, безо всякого сомнения сродни тому, с каким воевала Россиия в Великую Отечественную войну. А чтобы сделать эту мысль более понятной, поясню √ тогда, в сорок первом, и Бах, и Моцарт были по нашу сторону фронта.* * * Муза Семеновой в прямом родстве с Мельпоменой √ и дело даже не в отголосках эпохи и бытовой неустроенности поэтессы: стихам ее по определению присущ трагический тон. Так Господь судил. И послал душу ее в наше смутное время: ┘И спать века! Но как заснуть в России? Сплошная ночь, и вечная зима, И ветра стон, и скорби мировые √ Все, от чего легко сойти с ума. Однако это не обреченный трагизм древнего мира, и не апокалиптическое буйство современного нам неоязыческого Запада √ стихам Ирины Семеновой присуще обостренное чувство стесненности души именно в земной юдоли и высокая, просветляющая тоска по горнему миру. И не только этим строкам, но и всему песенному ладу Семеновой камертоном служит та великая тишина, что разражается над миром в Пасхальную полночь: Когда смолкает гул эпохи дикой, Страстных молений не перенеся, В предоощущенье радости великой Природа грезит, воскресая, вся. Все мига ждет, когда река людская В соборы хлынет в отблесках свечей, Вечерний запах ладана вдыхая И ароматы царских куличей! Но важно и другое: Ирина Семенова √ женщина, во всем, до конца! И женская лирика без этого возвышенного самосознанья не представима √ ведь даже молитву к Создателю поэтесса возносит снова и снова в надежде земной любви. Прекрасно понимая всю ее обманчивость и тщету. Все равно. А в бледном небе месяц молодой Лучился сквозь березовые пряди, Чтоб обо мне ты вспомнил Бога ради, Я всех святых молила чередой. ⌠Искушениям суждено прийти в этот мир■ √ говорит Господь, иначе как испытать сердца людские. Поэтому важен не обман или самообман души человеческой в плену страстей, а тот плод духовный, который даже под внешними бурями неумолимо зреет в ней. И если в результате человеку открывается то, что другим не видно, значит все-все в прожитом √ не напрасно. А взгляд Ирины Семеновой сегодня обретает именно такое свойство: И мнится мне в усталости стихии, Когда прозрачен времени покров, Что в небеса возносится Россия, Как тайна тайн и высший из миров. Я думаю, настало время признать, что Ирина Семенова, наряду со Светланой Сырневой и Ольгой Фокиной √ одна из лучших русских поэтесс нашего времени. АЛЕКСЕЙ ШОРОХОВ.
|
|||||
07.08.2002 |
|
|||||
27.07.2002 |
|
|||||
25.07.2002 |
|
|||||
18.07.2002 |
|
|||||
14.07.2002 |
|
|||||
08.07.2002 |
На пороге дурной бесконечности
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"