18.12.2002 |
|
22.11.2002 |
Кому же грозила ╚Русская сила╩?
|
13.11.2002 |
Русская литература: возвращение смыслов
|
11.11.2002 |
О двух Россиях┘ О двух Россиях┘ (холст, масло) Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной платформы, дрейфующей посреди волн. Удар за ударом водных масс гордо и непреклонно отражают опоры этой сложной конструкции, прочно и виртуозно помещенной в бушующее пространство. Иногда даже начинает казаться, что она каким-то неведомым образом укоренена в окружающем ее стремительном непокое и глухом рокоте. Но это всего лишь обман зрения. Платформа дрейфует, иногда даже чуть-чуть заваливается на бок. Уже слишком далеко, даже сильные порывы ветра не доносят шипения ракушечника, опадающего вслед за водяными брызгами на прибрежную гальку от удара очередной волны. Да и самый гул прибоя давно не слышен. Вокруг √ жуткое, маслянистое, постоянно движущееся месиво из тысяч тонн воды, свиста воздуха, рева волн, ударяющихся о сваи, пелены водяной пыли, заполняющей небольшое пространство √ то сливающееся, то вновь распахивающееся √ что отделяет поверхность моря от быстро несущихся над ним облаков. Уже слишком поздно, при взгляде на платформу, на ее ажурную стальную паутину, подсвеченную с краев прожекторами и усеянную повсюду нитями цветомузыки, почему-то вспоминаются не Париж и Эйфелева башня, а Гомер и гнев Посейдона. В пелене тумана и водяных брызг даже самые яркие электрические блестки, облепившие платформу, кажутся блеклыми и призрачными. Столкнись сейчас с этим чудом инженерной мысли экипаж какого-нибудь древнего корвета, платформу без сомнения приняли бы за Летучего голландца с огнями Святого Эльфа на мачтах. И только море вокруг все то же. Но оно совсем не безъязыкое: то тут, то там разверзает оно свои недра, и тысячелетний глухой рокот доносится оттуда √ довременной, внечеловеческий. Острый запах гниющих водорослей, глубинной живой его плоти и влажной свежести резко ударяет в нос. Оказавшись посреди всего этого, в безопасном и близком соседстве с ним, вглядываясь в горизонт и прислушиваясь к голосу волн очень многое мог бы постигнуть задумчивый человек. Сколько вечных сюжетов, сколько иллиад и одиссей подслушал бы он у моря √ и уже никогда ⌠не вернулся бы в землю свою■ таким же, что и покидал ее! Но странное дело √ с многочисленных, как этажи небоскреба, палуб плывущей платформы ветер доносит обрывки музыки, женский смех, сладостное людское многоголосье, которое так неотрывно связанно с теплом, бездумностью, веселой уверенностью в своей защищенности, в незыблемости всего окружающего! Звенят звоночки, снуют официанты, разносят заказы в номера и на палубу, над перилами ограждения загораются и гаснут огоньки сигарет. Нежным звоном гудит, слегка натуживаясь, сталь опорных конструкций √ что ей это легкое волненье и немолчное ворчанье косматого седого пространства вокруг! Новейшие технологии! Минимум материи, максимум интеллекта √ высочайшая степень надежности! - Скажите, господин старший инженер, а если?..- Милейшие мои, никаких если! ⌠Титаник■ был тысячепудовым стальным чудовищем, порождением многовековой человеческой глупости, искавшей себе опоры то на небесах, то в земле √ в ее кажущейся прочности и незыблемости, в ее материальности. Если бы ⌠Титаник■ не утонул, его бы следовало утопить! Потому что вместе с ним утонула эра вульгарного материализма! Смотрите, √ старший инженер стучит по клавиатуре компьютера, и наверху возникают новые, ярко освещенные палубы, появление которых приветствуется радостными криками и женским визгом. √ Даже если все вокруг разлетится в клочья первородного хаоса √ а я думаю, что наши технологии уже в довольно скором времени достигнут такой степени защиты, когда и это нам будет не страшно √ ничего безнадежного: энергия солнечных батарей, миллионы снующих в пространстве атомов грубой материальности, вот, пожалуй, и все, что нам к тому времени будет нужно от окружающего нас сегодня. Конечно, если нам удастся сберечь главное открытие ХХ века, высший материализм, материализм духа √ интеллект!И пусть тогда вокруг нас со свистом носятся разрозненные и озлобленные атомы, мы сотворим √ господа и дамы, только для вас! √ новое небо, и новую землю, сколько угодно небес и земель, причем не пошлых и уязвимых в своей черноземной реальности, а звонких и торжествующих в своей высшей, сверхчеловеческой, но все-таки человеческой, виртуальности! Откуда-то появляются официанты с шампанским, раздается звон бокалов, крики ⌠ура■, ⌠виват■, и раскрасневшийся старший инженер вопросительно взглядывает на мостик √ изящный капитан в белых перчатках аплодирует ему вместе со всеми, и тогда, успокоившись, великий практик заканчивает: - Только одно ⌠но■, господа √ в наш грядущий рай попадут только лучшие, только те, кто лучше придумывает новое и необходимое, кто лучше развлекает (куда же без этого!), и, разумеется┘кто лучше зарабатывает. Поэтому, господа, учитесь зарабатывать по-новому. Кто сегодня самые богатые люди в мире? Программисты. Как раз те, кто совместил в себе все эти качества, и, придумывая, зарабатывает, а, зарабатывая, развлекает.Учтите, господа, что нефть и всякие алмазы скоро кончатся, и там √ старший инженер показывает за борт √ взять будет уже нечего. Поэтому, поторапливайтесь! - А как же будет со всеми теми? √ задавший этот вопрос тоже показывает за борт. - Ну, милейший, вы, оказывается, не знаете азбучных истин любой религии, в том числе и нашей сверхрелигии. Количество мест в грядущем нашем раю строго ограничено √ на всех чумазых и беспорточных не хватит. Да и что же это будет за рай √ вместе с ними? Старший инженер так натурально морщит нос, будто от дурного запаха, что конец его речи тонет в диком взрыве хохота. Правда, уже за несколько шагов от платформы становится не слышно ни остроумных речей, ни торжествующего хохота √ все покрывает глухой, вековечный рев волн и недовольный, рассерженный рокот мятущейся стихии. Платформа все плывет куда-то, мерцая во тьме огнями, а великое море по-прежнему катит рядом свои волны √ черные, грозные, с пенящимися по гребням барашками в ноздреватой и белой пене. Белопенное на черном фоне √ цвет древнегреческих трагедий. Но одних ли древнегреческих?..
|
05.11.2002 |
|
25.10.2002 |
|
22.10.2002 |
|
10.10.2002 |
"Везде мне грезится священный образ Твой"
|
08.10.2002 |
В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)
|
04.10.2002 |
О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"
|
24.09.2002 |
Письма Смердякову ( от издателя)
|
09.09.2002 |
|
30.08.2002 |
|
14.08.2002 |
|
07.08.2002 |
|
27.07.2002 |
|
25.07.2002 |
|
18.07.2002 |
|
14.07.2002 |
|
08.07.2002 |
На пороге дурной бесконечности
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"