18.12.2002 |
|
|||||
22.11.2002 |
Кому же грозила ╚Русская сила╩?
|
|||||
13.11.2002 |
Русская литература: возвращение смыслов
|
|||||
11.11.2002 |
|
|||||
05.11.2002 |
╚В поисках России┘╩
Тем не менее, эта монументальная печать русского духа запечатлела одновременно и огромную удачу книги, и серьезную ее неудачу. Несомненной удачей автора стало тщательнейшее исследование происходящего с русским народом в последние десятилетия: социалогическую, экономическую и психологическую диагностику А. Казинцева попросту нельзя не учитывать, затрагивая эту тему (статьи о взрывах в Москве и выступлении рабочих под Выборгом). Еще более важным прорывом в ╚иное╩ являюся статьи о Беларуси, Ираке и Китае. Здесь автор, как искусный график, использует метод наложения геополитических трафаретов этих трех безусловных на сегодняшний день форпостов сопротивления Новому мировому порядку. С их помощью он пытается определить хотя бы контуры═ того духовного материка, где когда-то была простая и ясная надпись: Россия. Искать утраченное свое (а именно таков смысл названия книги ╚В поисках России╩), отталкиваясь от чужого √ пример чистейшей диалектической логики. На этом пути лежит много, очень много добросовестных наблюдений и открытий √ этих маленьких и безусловно необходимых побед познающего духа. Вот только все они почему-то не суммируются в одну большую Победу. И эта та самая серьезная неудача книги, о которой упоминалось выше. Она, увы, была неизбежна, ведь диалектика √ царица двухмерного пространства. Лично мне не хватило в этой замечательной книге третьего измерения: метафизики.═ И несмотря на то, что время от времени дыхание вечности становится при чтении ее физически ощутимым (особенно в описании пасхальной полночи, нависшей над потонувшим в своей доисторической тьме Багдадом), автор, видимо, совершенно сознательно снова и снова сварачивает на скоростное шоссе позитивизма. Скорее всего √ из сугубо русской боязни ╚растечься мыслью по древу┘╩ Между тем, ведь не только человеческая мысль, но и сама госпожа История страх как богата парадоксами √ и я не удивлюсь, если в очередной раз Россию спасут как раз плохие дороги и┘ дураки. Есть что-то евангельское в самом этом слове √ ╚дураки╩ √═ помните: ╚Сыновья века сего промеж сынов света мудрейшие суть┘╩ То есть закатать асфальт под скоростное шоссе, расчитанное на тысячу лет, ╚сыновья века сего╩ закатают, да вот только сообразить, что сделалось-то оно для них уже Roаd Тo Нell* (дорогой в ад) √ даже под визг тормозов и грохот разлетающихся вдребезги стекол вряд ли успеют. Из этого, впрочем, вовсе не следует, что ╚сынам света╩ скоростных дорог не нужно строить совсем. Поэтому и в глубоких и более чем своевременных на пороге постиндустриального экологического краха размышлениях А. Казинцева о неизбежном в будущем (для продления общечеловеческого бытия) торжестве именно крестьянских цивилизаций Востока (то, что Маркс боязливо обозвал ╚азиатским способом производства╩, но не стал описывать √ в схему-то не укладывалось!), в рассуждениях этих опять же не хватает только одного √ маленького лингвистического уточнения. А именно, что звук ╚к╩ при определенных условиях оказывается позднейшей модификацией первоначального ╚х╩. И тогда, говоря о крестьянской цивилизации, понимаешь, что говоришь-то о христианской. Без этой ╚х╩ христианства любое будущее торжество земледельческих цивилизаций Востока √ не что иное, как страшный, и даже кошмарный сон. Потому что чем обеспечиваются духовно эти цивилизации? Социально и политически пассивный буддизм в расчет не берем √ не ему ╚торжествовать╩ в мире, но даже весьма внушительный этический свод конфуцианства не помешал окропить социалистических идолов в Китае кровью миллионов человеческих жизней. А ведь в отличие от России, революцию в Китае делали сами китайцы, а не инородцы без роду и племени. Раз уж своих не пожалели, чужих тем более не пожалеют, да еще √ при ╚торжестве╩. И учение Конфуция будет со всем этим мирно уживаться, как уживалось в голове у Мао и других вождей. И вот именно здесь, как мне кажется, А. Казинцев мимо России решительно и проскакивает в своих поисках, потому что представить себе ╚думающую гильотину╩ (по меткому определению Струве) √ Ленина═ или людоеда Троцкого хотя бы отчасти носителями христианского сознания═ невозможно. Да и нельзя быть христианином ╚отчасти╩. А как раз православное крестьянство (христианство) русской цивилизации и обеспечивало жизнь и сохранение сотен племен и народов на одной шестой мировой суши. Только оно могло бы стать залогом и общемирового бытия в будущем. Но вот этого-то вывода √ масштабного и твердого √ в замечательной книге А. Казинцева не оказалось, а жаль, ведь рассуждая о ╚спасающей мир╩ русской духовности, нужно четко и ясно расставлять акценты, нужно понимать, что Толстой и Достоевский, Чехов и Шолохов, Белов и Распутин были и есть не инициаторы, а порождения этой загадочной ╚русской духовности╩, на самом деле определяемой просто, одним словом: Православие. ═ * Песня современного западного рок-певца Криса Ри
|
|||||
25.10.2002 |
|
|||||
22.10.2002 |
|
|||||
10.10.2002 |
"Везде мне грезится священный образ Твой"
|
|||||
08.10.2002 |
В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)
|
|||||
04.10.2002 |
О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"
|
|||||
24.09.2002 |
Письма Смердякову ( от издателя)
|
|||||
09.09.2002 |
|
|||||
30.08.2002 |
|
|||||
14.08.2002 |
|
|||||
07.08.2002 |
|
|||||
27.07.2002 |
|
|||||
25.07.2002 |
|
|||||
18.07.2002 |
|
|||||
14.07.2002 |
|
|||||
08.07.2002 |
На пороге дурной бесконечности
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"