18.12.2002 |
|
|||||
22.11.2002 |
Кому же грозила ╚Русская сила╩?
|
|||||
13.11.2002 |
Русская литература: возвращение смыслов
|
|||||
11.11.2002 |
|
|||||
05.11.2002 |
|
|||||
25.10.2002 |
Серое время Среди широкой
цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно:
╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ послереволюционное. Правда, в либеральной прессе, сделавшейся таковой, как мы помним, на волне разоблачений большевистской революции, и потому выработавшей стойкий антиреволюционный иммунитет (увы, только на уровне лексики) √ это наше с вами время стыдливо именуется ╚постсоветским╩. Но вряд ли кто сегодня усомнится в том, что живем мы именно в послереволюционное время, потому что события 1987-1991-1993 гг. были ничем иным, как очередной революцией, полностью подходящей под классическое описание с ╚насильственной сменой общественно-экономической формации╩ и т. д. Второй, напомню, революцией в России за минувшее столетие. Наверное, именно поэтому, в силу сравнительной исторической молодости этого явления, определение послереволюционного времени не получило еще у нас своей классической окраски. Тем не менее, если время действительно имеет цвет, то наше с вами послереволюционное время имеет стойкий серый цвет. И это не метафора. Серый цвет √ цвет ожидания, цвет перемогания, цвет бесцветности, цвет отсутствия времени. Это √ цвет нашего самосознания, вперившегося в будущее, когда ╚все утрясется╩, ╚все встанет на свои места╩, когда ╚наступит (вернется, возникнет) порядок╩. О самом будущем порядке можно еще только мечтать: ╚русский порядок╩, ╚буржуазно-демократический╩, ╚цивилизованный╩ и т. д. Но то, что его нет √ очевидно для всех. В этом сходятся все политические крайности. С тою лишь разницей, что одни (пришедшие к власти и завладевшие госсобственностью революционеры) говорят: ╚еще, мол, не дореформировали (= не доприватизировали)╩ до ╚полного порядка╩, другие же (власть и собственность потерявшее население) вообще или растерянно молчат, или, спохватившись, кричат о рестоврации старого, дореволюционного (теперь уже ╚советского╩) порядка, потому как и он на фоне царящего беспорядка предстает образцом социальной и экономической справедливости и упорядоченности. И если убрать эти составляющие нынешней либерально-демократической революции (довольное новым революционное меньшинство и ностальгирующее по старому традиционное большинство), то можно совершенно смело говорить о выжидательной, томительной серости любого послереволюционного времени или, еще точнее, о серости любого послереволюционного безвременья. Одинакового и для мужиков Тамбовской губернии времен Ленина-Троцкого, и для крестьян Вандеи времен Робеспьера, и для рабочих и учителей Выборга годины Гайдара-Чубайса. Однако кроме своего абстрактно-философского наполнения серый цвет послереволюционного безвременья имеет еще, увы, и человечески-эмоциональное. Уже хотя бы только по одному тому, что любая революцию всегда и везде есть приход к власти непрофессионалов. А это значит, что во всех областях жизни тут же всплывает на поверхность легион непрофессионалов: в политике, в экономике, в искусстве и культуре. Далеко за примерами ходить не надо √ в какой еще ситуации, как не в постреволюционной возможно, чтобы экономикой ╚управлял╩ бывший редактор газеты ╚Правда╩, а государством капитан гозбезопасности? Только смутой и послереволюционным безвременьем объяснимы метаморфозы, не снившиеся и Овидию: когда скромный завлит одного из московских театров становится ведущим литературным критиком оппозиционного толка, а профессиональные журналисты и филологи - писателями. Какая критика такие и писатели! Но Бог с ними, с писателями √ революционное потрясение, в какой бы словесный бархат его не обкладывали, рушит не только профессиональные преграды на пути дилетантов, не только традиционные нормы, устои и даже образ жизни оказываются отмененными, хуже всего другое: диктатура непрофессионалов тиражирует революционную нестабильность во времени и послереволюционное безвременье затягивается на годы и десятилетия. В результате мы имеем то, что имеем √ профессионалы, вытесненные революционными дилетантами с поверхности жизни, уходят в тень: от управления отраслями экономики в частные банки и фирмы, из государственной безопасности в бандитские группировки и охрану олигархов. И выходит, что жизнь Березовского лучше охраняется, чем безопасность граждан страны, воюющей с террористами, а преуспевание частных банков кажется вообще абсурдом на фоне финансового бардака в целом. ╚Частное крепнет за счет общего╩ √ если мне не изменяет память, это одновременно и принцип существованья биологических паразитов┘ и мечта революционеров либерал-демократов. Вот и тянутся наши будни в постоянном ожидании: спасут-не спасут подводников, освободят-не освободят заложников, прорвуться-не прорвуться в очередной раз ╚полностью╩, ╚тройным кольцом окруженные╩ бандиты. А там еще что-нибудь упадет, сойдет с рельсов, отключится отопление┘ Из всего этого и складывается наше единственное, отпущенное Богом совсем для другого, так быстро летящее и какое-то неизбывно серое время.
|
|||||
22.10.2002 |
|
|||||
10.10.2002 |
"Везде мне грезится священный образ Твой"
|
|||||
08.10.2002 |
В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)
|
|||||
04.10.2002 |
О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"
|
|||||
24.09.2002 |
Письма Смердякову ( от издателя)
|
|||||
09.09.2002 |
|
|||||
30.08.2002 |
|
|||||
14.08.2002 |
|
|||||
07.08.2002 |
|
|||||
27.07.2002 |
|
|||||
25.07.2002 |
|
|||||
18.07.2002 |
|
|||||
14.07.2002 |
|
|||||
08.07.2002 |
На пороге дурной бесконечности
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"