18.12.2002 |
Бери шинель, пошли домой┘
1.
Подмена┘ У прозаика Олега
Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные
враги √ иначе я себе никак не могу объяснить тот факт, что его и теперь, спустя
восемь лет после громкого литературного дебюта, все еще числят по разряду
╚новых реалистов╩. Если Павлов реалист, то я √ и голод, и Гойя, и Вознесенский. Сильно подозревая, что это не так (и в
отношении себя, и в отношении Павлова), предлагаю усомнившимся обратить более
пристальное внимание на новую его повесть √ ╚Карагандинские
девятины╩,
завершившую авторскую трилогию ╚Повести последних дней╩ и явившуюся откровенным
вызовом всем тем, кто все еще верит злонамеренной клевете о ╚реализме Павлова╩. ═Среди писателей, с кем чаще всего сравнивают Павлова (в плане
влияния и т. д.) √ неизменно возникают имена Платонова (стиль) и═ Солженицына (лагерная тема). Плюс имя
Достоевского как воспитателя души (об этом в ╚Русских письмах╩ говорит и сам
Павлов). Учиться реализму у любого из этих писателей занятие более чем
проблематичное. Но дело даже не в этом √ с первых же строк повести
╚Карагандинские девятины╩, не знаю как у кого, а у меня возникает ощущение, что
я оказался в мире очень-очень, с детства еще, знакомом √ по книгам с добротными
и черезчур необычными картинками, по мультфильмам. Так, кажется, и перегибается
к тебе с обложки этих книг щука в пенсне и генеральской шляпе с плюмажем,
оттуда же буравит глазками механическое чучело градоначальника в николаевском
мундире с аксельбантом, дальше желтеют пески, посредине которых √ символ
Империи √ грустно стоит одинокий шлагбаум. ╚┘Из каменной глыбы дня наружу выходил
холод и бродил сумрачно по улицам, проспектам, площадям, на просторе которых
волны ветров качали плотами одинаковые порыжевшие шеренги деревьев╩. Эти улицы
и дальше, на протяжении всего действия повести (а так же, надо полагать, и до
начала действия, и уж точно по его окончании) √ остаются пустынными. Хотя речь
идет и не о мифическом городе Глупове, а о настоящем городе Караганде (на всех
картах указан), но Караганда эта не более реальна, чем Петербург Гоголя и
Салтыкова-Щедрина. И даже √ менее. Причем Павлов этого и не скрывает √ уже
с самого начала он разворачивает мир своей повести как мир абсурда: где
начальник медицинской службы ведет многолетнюю и непримиримую войну с мышами, в
которой они, ╚похожие серыми шкурками на солдат в шинелях╩ и такие же
неистребимые, шеренгами, ╚как на параде╩,═
каждую ночь выходят маршировать по коридорам. Тоска постоянных поражений
в этой войне время от времени даже═
подмывает этого ╚человека с казавшейся иностранной фамилией╩ √ начмеда
по должности (и зубодера по призванию), ╚поджечь лазарет╩... с мышами и
солдатами. И неизвестно еще, кого из них он ненавидит больше. В конце концов, и победную-то точку в
этой абсурдной войне ставит серенький мышонок, выползающий из коченеющего трупа
усталого службиста. ═Остальные герои повести и ее сюжет √ того же порядка: и ╚вечный
зуб╩ Алеши Холмогорова у Олега Павлова ничуть не более реалистичная деталь, чем
сбежавший нос майора Ковалева у Гоголя. Так почему же некогда и ╚золотая
литературная молодежь╩, и═ зрелые мужи и
дамы столичной критики вдруг и как-то в один голос заговорили о ╚новом╩ и
╚жестоком╩ реализме Павлова? Может, они в школе плохо учились и Гоголя с
Щедриным не прочитали? Да нет, все сплошь медалисты и обладатели степеней. В
чем же тогда, спрашивается, дело? А дело всего лишь в том, что все эти
интеллектуалы (мужчины, разумеется)┘ √ ═жертвы
╚белых билетов╩ и не служили в армии. И вдобавок ко всему √ наряду с литературными
дамами совершенно не знают своей Родины (кроме Москвы и Черноморского
побережья, остальное √ мельком, из окна поезда). Поэтому, когда мифическое для
них пространство Родины стало распадаться на не менее мифические
царства-государства, вся эта публика оказалась даже не зрителями,
а заложниками того грандиозного театра абсурда, что раскинулся на территории
единой некогда Империи. А из оркестровой ямы у сцены уже неслись
многократно усиленные динамиками стоны СМИ о ╚дедовщине╩, ╚зоне╩, ╚совке╩. Тут
и появился Павлов со своим реальным жизненным опытом, да отнюдь не реалистичным
письмом. Куда там! ╚Реализм, реализм, √ уже орала столичная тусовка, - все как
по телевизору╩. Не понимая, что в этом их ╚все как по телевизору╩ √ кроется
смертный приговор любому реализму. 2.
Узилище. Хорошо, ╚тусовка╩ не
поняла, но сам-то Павлов видел за кого его держат √ почему же не выступал, не
объяснялся? Да выступал, и объяснялся, и ╚Антикритику╩ написал. Больше того,
эта-то новая повесть написана настолько прозрачно, что куда уж √ нате, читайте.
Не видят. Или не хотят. И здесь мы подошли к самому главному √ почему
Олег Павлов избрал такую манеру письма? Вопрос отнюдь не праздный в виду того,
что онтологические и религиозные корни павловской прозы наглядно глубже
╚критики социализма╩, ╚борьбы с имперским сознанием╩ или ╚правды о неуставных
отношениях в армии╩. Ведь он в своих повестях и рассказах не
только переносит читателя куда-то на задворки Империи, в абсурдный и давно уже
(со времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина) существующий параллельно реальному
мир вековой глухомани, откуда ╚скачи хоть три года, ни до какой державы не
доскачешься╩, Павлов еще и погружает там читателя в такое узилище боли,
отчаяния и═ невыносимых душевных
страданий, куда не каждый по доброй воле-то и сунется. Да и сам, сунувшись, начинаешь
сомневаться √ а не мазохист ли ты, потому что ведь √ читаешь и мучаешься. Отсюда и все разговоры о ╚жестоком
реализме╩. Но Павлов═ не реалист, так
зачем же он так мучит читателя √ ведь не из слепого же подражательства
Достоевскому? И здесь, мне думается, мы вправе
поговорить о ╚второй сигнальной системе О. Павлова╩ (по аналогии с ╚первой╩
знаменитого физиолога). Проза Олега Павлова обращена к человеку западного
типа √ человеку с наглухо забитыми цивилизацией первичными центрами
восприятия действительности, человеку, который видит мир не таким, какой он
есть, а каким его преподносят через СМИ и другие слуховые отверстия
цивилизации. Здесь можно было бы многое наговорить о Павлове-экзистенциалисте,
╚философии боли╩ и прочих вещах, о которых и без нас взахлеб напишут
филологические мальчики с улыбками джаконд и цитатами из Маркеса. Важнее понять сам ╚принцип воздействия╩
прозы Павлова, а он √ прост и в искусстве уже не раз опробирован. Верховный
божок западной цивилизации √ комфорт √ требует, как известно, в идеале одного:
защитить═ человека ото всякого
неудобства и болезненного раздражения, по возможности вообще лишить каких-либо
неприятных ощущений. А так как полностью лишить человека раздражений из вне
нельзя (удовольствие тоже провоцируется раздражениями), то первые (т. е.
приятные) необходимо дозировать, а последние исключить или виртуализировать и
таким образом тоже сделать ╚приятными╩ (потому что ╚не со мной╩ и понорошку). На этом пути западное человечество
достигло ╚успехов╩ небывалых √ настолько небывалых, что усомнилось в
собственном бытии. Забыли, что еще Гераклит Эфесский за шесть веков до нашей
эры учил о страдании, как об определяющем признаке бытия, с утратой которого и
само бытие становится призрачным. Но дело не в древних греках и даже не в
самих западных человеках, а в российской интелегенции, издавна ориентированной
╚туда╩, а по сему являющей собою тоже некую (хотя чаще всего и плебейскую)
модификацию западного человека. А еще дело в идеальном и как раз-таки для
существования самой этой интеллигенции при советской власти и созданном ╚государстве
в государстве╩ √ Москве. Этим объясняется ╚происхождение╩ Олега
Павлова √ московского писателя с немосковской судьбой. Этим же объясняется и
адресат его прозы √ вестернизированный российский читатель (сегодня это уже не
обязательно москвич, потому что ╚Москва╩ как притягательный образ Запада давно
уже царит повсюду в России, где есть теливизор). Этим (а такое более чем
вероятно) будет вполне объясним и успех О. Павлова на Западе. И только в данном смысле (именно как
возвращающий через боль ощущение реальности бытия), писатель Павлов, пожалуй, и
может быть назван ╚реалистом╩. Но уж, разумеется, никак не в═ привычных, традиционных для русской культуры
и литературы смыслах. Суть действия его ╚второй сигнальной
системы╩ проста:═ слух, зрение, осязание
и другие точки, в которых человек граничит с миром, раздражаются не из вне
(тщательно ╚замазанные╩ снаружи цивилизацией), а именно изнутри √ через мозг
(воображение и сострадание), в результате чего человек (жертва цивилизации)
удостоверяется в хотя и доставляющей страдания, но ощутимой реальности своего
человеческого бытия. Однако одного этого мало, потому что
боль, потребная на такое ╚пробуждение человека отчасти╩ √ велика и
безысходна.═ А сама трилогия Олега
Павлова не несет еще в себе религиозного утешения. И если другой ╚мучитель
человечества╩ (Ф. М. Достоевский) уровновешивал боль своих романов светом
романтически-прекрасных и религиозно-возвышенных образов, то у Павлова роль
╚положительно-прекрасного╩ (термин Достоевского) выполняет┘ стиль. Именно через
стиль обнаруживается и такое, мягко говоря, неожиданное измерение самого автора
√ он совершенно по-детски любуется своими героями (не всеми, конечно). Вот,
например, о самом любимом √ Алеше Холмогорове: ╚он походил на большого ребенка,
что пребывал в растерянности с тех пор, как родился на свет╩; о нем же, но
устами другого, тоже любимого героя √ ╚не жмись ты, небесная пехота╩; и т. д. И только в стиле, как в зеркале,
отражается другая особенность Павлова-прозаика: хоть любит-то он и немногих
своих героев, а вот жалеет всех. Потому что в остальном (слова, мотивы,
поступки) все у них сплавляется в один неразличимый и бесформенный ком
страдания, который все стремительнее и стремительнее несется к развязке. Вот почему записные алилуйщики из
либеральной ╚тусовки╩ и проглядели очень многое в его прозе √ не прорвалились
через боль, комфорту своего пожалели, бросили читать на середине. А то бы
множество пренеприятных открытий для себя сделали. Но тогда бы, глядишь, и они,
хоть на время, стали бы другими √ не такими. Да вот не смогли, а скорее всего
(интуитивно) и не захотели. Как назвал некогда Томас Манн свое предисловие-предостережение
к американскому изданию Достоевского: ╚Достоевский, но в меру╩! Так и с
Павловым √ проще оказалось назвать его реалистом, выдавая этот сгусток боли, отчаянья,
уродств и страданий за ╚нашу реальность╩: ═√ Мало вам программы ╚Время╩ и ╚Московского комсомольца╩? А вы вот
Павлова почитайте, самый что не на есть реальнейший наш═ реалист. Гнусно, говорите? Так в этой России
все, везде и всегда гнусно. Такова реальность, господа-товарищи, такова
реальность. Что, жить не хочется? Так и не живите┘ Но с этими хоть все понятно √ у них
корысть, а вот когда серьезные критики рассуждают о ╚реализме Павлова╩ √ диву
даешься! Ведь называть абсурдный мир Олега Павлова ╚реализмом╩, значит,
клеветать на реальность. Если бы все на самом деле обстояло так, как в его
прозе √ это были бы действительно повести последних дней, только уже не
последних дней Империи, как подразумевается у Павлова, а вообще последних дней. ═
Однако в реальности √ русские солдаты не только издеваются друг над
другом в караулках (издеваются-то как раз чаще всего нерусские), а принимают
сегодня геройскую и мученическую смерть в Чечне, женщины несмотря ни на что
рожают детей, трактористы пашут, рабочие работают. И только благодаря этому
миру еще даруется спасительный воздух: на сколько вдохов √ не известно. Но пока
есть эта нормальная реальность, дается и воздух. И Павлов эту реальность знает. И любит.
И умеет ее писать. Больше того √ он находится, как и все его герои √ в дороге.
Все, приказ о дембеле пришел. Скоро уже дом: ╚Хабаров любил тихую морозную зиму, когда хорошо √ и кругом, и на душе. В такую зиму на русских равнинах окуриваются печным дымом избушки, точно ладаном. Деревни на огромных просторах стоят заиндевелые и погруженные в высокую тишину неба. Даже собаки не брешут по дворам, и дремлет крещенный мир в пышных снегах. Хоть свечку ставь перед той картиной, чудеснейшей, чем образа┘╩
|
|||||||||||||||
22.11.2002 |
Кому же грозила ╚Русская сила╩?
|
|||||||||||||||
13.11.2002 |
Русская литература: возвращение смыслов
|
|||||||||||||||
11.11.2002 |
|
|||||||||||||||
05.11.2002 |
|
|||||||||||||||
25.10.2002 |
|
|||||||||||||||
22.10.2002 |
|
|||||||||||||||
10.10.2002 |
"Везде мне грезится священный образ Твой"
|
|||||||||||||||
08.10.2002 |
В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)
|
|||||||||||||||
04.10.2002 |
О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"
|
|||||||||||||||
24.09.2002 |
Письма Смердякову ( от издателя)
|
|||||||||||||||
09.09.2002 |
|
|||||||||||||||
30.08.2002 |
|
|||||||||||||||
14.08.2002 |
|
|||||||||||||||
07.08.2002 |
|
|||||||||||||||
27.07.2002 |
|
|||||||||||||||
25.07.2002 |
|
|||||||||||||||
18.07.2002 |
|
|||||||||||||||
14.07.2002 |
|
|||||||||||||||
08.07.2002 |
На пороге дурной бесконечности
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"