TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


06.09.2007
16:00

Хвостатый гуманизм на экспорт

    Хвостатый гуманизм на экспорт Четвероногое ОГПУ Есть ли на нашем телевидении отчизнолюбивые передачи? Да полно! И все почему-то на <третьем>. Все две . . .

19.06.2007
14:37

Слишком познер или слишком ранер

    Алексей ШОРОХОВ Слишком познер или слишком ранер? <Времена> не выбирают - в них живут и умирают. Не знаю, как насчёт жизни, а вот затянувшееся <умирание> этого . . .

27.02.2007
12:19

Возвращение в Бронзовый век

    Возвращение в Бронзовый век реплика Президент Эстонии, той самой, что рядом с Латвией, недавно высказался. Бедные Би-Би-Сишные радиослушатели! Они же телезрители . . .

06.02.2007
13:24

Прекрасное должно быть величаво

    Прекрасное должно быть величаво <Основы православной культуры> как эстетический феномен Эллинская ясность, пронесённая сквозь вечную мерзлоту Сегодня, когда . . .

02.02.2007
23:35

НОРВЕЖСКИЙ ВЛЕЗ

     Двумя руками за Мураками? В конце 2006 года в <Литературке> промелькнуло коротенькое сообщение: <Минувшим мартом международное литературное жюри выдвинуло . . .

24.01.2007
18:51

тЕЛЕАКАДЕМИКИ-романисты

    Телеакадемики-романисты (Юрий Арабов <Флагелланты>, роман) Грустно мне. Такое ощущение, что смотришь телевизор. Или читаешь. Или читаешь и смотришь. Но . . .

12.12.2006
13:32

Тоже люди...

    Тоже люди (Александр Бондарь. <Ночной Кабак>.  Повести и рассказы, -  Монреаль, 2004 г.) 1. Замороженные девяностые Именно такое чувство испытываешь от прочтения . . .

21.11.2006
21:11

Кабала или каббала?

    Кабала` или каббала? Недавно Литературная газета продолжила многолетнюю дискуссию о последствиях оккультной революции в истории постсоветского общества, и, что . . .

06.10.2006
15:00

И снова об "Основах"...

    И снова об <Основах> Детям и внукам православных, кажется, разрешат изучение основ родной культуры 26 сентября в пресс-центре РИА "Новости" прошел круглый стол . . .

25.06.2006
22:12

Святой Тамерлан и компания

    Всероссийские лжемощи Уж и не знаю, кого определить в шеф-повары наших ведущих государственных телеканалов, но блюда из-под их лёгкой руки выходят . . .

26.05.2006
14:50

Сербия после бомбёжек

    Сербия после бомбёжек (путевые заметки) <В каждом сербе есть немного русского>. Сербская пословица Песничка ясень Существует на земле одно место, где тебя любят . . .

16.05.2006
11:07

Природа отдохнула...

    body lang=RU style='tab-interval:36.0pt'> Природа отдохнула  Если верить молве, природа иногда отдыхает. На детях. Правда, не на всех, а только на некоторых. Когда на родителях . . .

25.04.2006
22:40

Два фильма о любви

    Два фильма о любви* Телевизионные будни последних перед Пасхой недель запомнились мне двумя вещами: сагой об основном инстинкте в исполнении отечественных . . .

29.03.2006
11:34

Мёртвые души Андрея Волоса

    Мёртвые души Андрея Волоса* (Андрей Волос <Аниматор>, роман) <Гоголь продакшен> энд <ЦДЛ лимитед> представляют Необычайную популярность возымели сочинения Николая . . .

19.12.2005
14:24

Современность и поэзия

    Современность и поэзия Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. С. Есенин Оскудение любви Поэт умирает не от того, что у него отказали почки или . . .

08.08.2005
11:40

Тургенев: русский ответ откладывается...

    Тургенев: русский ответ откладывается (Культурно-исторические типы Запада и Россия) Тургенева, по сложившейся традиции, принято считать гениальным . . .

25.07.2005
22:05

Дорогие европеяне!

    Алексей ШОРОХОВ Дорогие европеяне! (доброжелательная реплика) Подсчитали, прослезились России не привыкать служить локомотивом истории. Вот и со всешутейшей . . .

14.02.2005
13:26

Оправдание поэзии

    Алексей ШОРОХОВ. Оправдание поэзии (Сокращенный вариант опубликован <Литературной газетой> за 9-12 февраля 2005 г. - под заголовком <Веянье тонкого хлада>) 1. К . . .

27.01.2005
14:03

Битва за реальность

    Битва за реальность

     

    <А небо осталось точно таким же,

    как если бы ты и не продался >

    Егор Летов

     

    СПОРЫ О РЕАЛИЗМЕ

    Недавно Петром Алешкиным был опубликован манифест, многие из положений которого разделили известные писатели-реалисты нашего времени. Возникла так называемая <Группа 17>, к которой примкнуло на данный момент уже свыше пятидесяти русских поэтов и прозаиков, проживающих как в России (в основном в провинции), так и за ее пределами.

    Появление манифеста вызвало определенную критику: от комсомольски-беспомощной у Н. Переяслова, который опубликовал свой <Антиманифест> в <Российском писателе>, умышленно (или по искреннему неведению) смешав понятия реализма и натурализма, и обвинив в последнем всех писателей-реалистов, до иронично-академичной у К. Кокшеневой, попенявшей Алешкину за угловатость тех или иных формулировок, и в свою очередь вставшей на защиту реализма от каких бы то ни было посягательств при подведении литературных итогов 2004 года.

    Опасность того, что русский реализм попытаются сделать торговой маркой, действительно есть. Даже удивительно, как этого еще до сих пор не произошло, особенно в наши дни, когда продается и покупается буквально все: от диссертаций и ученых степеней до членства в союзе писателей и литературных репутаций включительно. Тем не менее,  сам интерес к русскому реализму в последние пять-семь лет действительно возрос, и вряд ли это можно объяснить одной лишь усталостью культурной публики от постмодернизма. Да и манифест Алешкина - далеко не первый <реалистский манифест>, опубликованный за последнее время: о реализме, как об основной русской литературной школе давно и методично напоминает со страниц <Литературки> П. Басинский, к реализму же призывает молодую литературу и С. Шаргунов в <НГ-Exlibris`е>, о нем же, называя это <актуальной литературой>, пишет в <Дне литературы> В. Бондаренко, реализм как верность творению исповедует в своих культурологических статьях и главный редактор <Российского писателя> Н. Дорошенко, можно вспомнить еще и С. Казначеева и В. Гусева из <Московского литератора>, да и многих других. Порою даже кажется, что русский реализм, как и родину, любят все, и также как и к родине, любовь эта - у каждого глубоко интимна. Отсюда и та особая пристрастность, с которой любящие, в общем-то, одно, отстаивают, однако, каждый именно свое понимание <реализма>. Тоже самое сегодня у нас, собственно, и с родиной: одни ее видят благостно-монархической, другие - забитой и крепостнической, третьи - запускающей космические ракеты и строящей атомные электростанции, а иным пришелся по вкусу и либерально-демократический супермаркет с диковатой вывеской <Российская Федерация>.

    Поэтому спор о реализме сегодня есть ни что иное, как спор о родине. И это - хороший признак. Признак большой русской литературы. Потому что всегда в большой русской литературе любая более или менее значимая дискуссия велась, в конечном счете, о судьбах родины. Даже если речь шла о <печном горшке> и <Аполлоне Бельведерском>! И дело, разумеется, не в <измах>, дело - в самой реальности.

     

    ВОЦАРЕНИЕ МЕРТВЕЧИНЫ

    Увы, но то, что <отцы-основатели> постмодернизма (разумеется, не отечественного, местечкового и подражательного) назвали в известной книге <ситуацией постмодернизма>, претендует на нечто большое, нежели очередной <большой стиль>, <художественный метод> и т. д. Речь идет о модели собственно человеческого бытия и о картине мира в целом. Больше того - постмодернизм как характеристику действительности сегодня мы можем наблюдать во всем, включая политику и экономику. И не только у нас.

    Об этом - блестяще и самым убедительным образом поведал покойный А. С. Панарин в своих последних работах: <Православная цивилизация в глобальном мире> и <Искушение глобализмом>. Он назвал ситуацию, окончательно сложившуюся на Западе к концу ХХ века, <концом модерна>. И, едва ли не первым в политологии, ввел для нее понятие постмодерна.

    И, действительно, любой вдумчивый человек сегодня сталкивается с тем, что чудовищно-раздутую всемирную долларовую пирамиду нельзя охарактеризовать иначе, как постмодернистский муляж. Таким же образом дело обстоит и с самим виртуальным могуществом Соединенных штатов, раздираемых, в реальности, <ползучей гражданской войной> (П. Дж. Бьюкеннен). Такого же происхождения - и чванливое довольство Западной Европы, в своей демографической убогости уже неотвратимо заселяемой варварами из стран Востока. Отсюда и сам нынешний проект глобализации приходится признать чистейшей воды постмодернистским, призванным к тому, чтобы вменить виртуальное могущество Запада в обязательный закон всему миру, подменяя и покрывая, таким образом, его же, Запада, реальную скудость, если не сказать - нищету.

    Говорить же про очевиднейший постмодернизм <нашей> приватизации, государственного строительства, экономики и внешней политики последнего десятилетия, считаю и вовсе излишним. Потому как и сама Российская Федерация образца 1991-2004 гг. есть ни что иное, как все тот же постмодернистский муляж, а еще точнее - витрина победившего постмодернизма.

     

    *      *      *

    Однако не эти, предельно общие и предельно же очевидные реалии дня сегодняшнего волнуют больше всего. Волнует то, что в постмодернистскую <большую игру> в действительности включается абсолютно все! И преподаватель, пламенеющий бескорыстием и великими смыслами с кафедры и в тоже время сжимающий потные студенческие доллары в кулаке - в не меньшей степени постмодернист, чем государственный чиновник, сетующий по ТВ на скудость зарплат врачей и учителей и в тоже время строящий себе дворец на Рублевке или Николиной горе!

    Пожалуй, самое страшное, что мы получили в действительности - это нравственный постмодернизм. И все это очень напоминает исполнение известного пророчества из <Протоколов сионских мудрецов>, где говорится о том, что на них (на <мудрецов>) будут работать все и всё: причем не только традиционно <левые> (либеральный и социал-демократический) слои общества, но и <правые>: монархисты, националисты, консерваторы. Сегодня в этот список можно добавить и антиглобалистов.

    Ведь самые устойчивые и самые управляемые системы - это Сверхсистемы, в которых уже запрограммировано и определенное противодействие системе, с помощью чего гасятся последние элементы неуправляемости. Собственно об этом - <библия> постмодернизма, культовый фильм 90-х <Матрица>.

     

    ВНУТРЕННЯЯ ПОРЧА

     Тем не менее, развитие и обоснование этих выводов и наблюдений - дело политологии и других философских дисциплин. Литература же занимается человеком, а русская литература - в первую очередь <внутренним человеком>. И здесь - нас не может не волновать ситуация <нравственного постмодернизма> или же, иными словами, внутренней лжи, по которой живем сегодня все мы. Пожалуй, никогда еще за всю нашу историю русский человек не оказывался в такой степени заложником ситуации, существующей не без его внутреннего согласия, гражданином системы, а точнее - Сверхсистемы, в которую с начала 90-х активно включилась сама Россия.

    И вся, буквально вся человеческая жизнь - от взятки акушеру и директору яслей до гробовой мзды в морге и за место на кладбище - сегодня построена на лжи! Вся страна восхищалась подвигом спецназа в Беслане, начиная с президента и кончая ночным сторожем на стройке. Но кто-нибудь знает, сколько запросила дирекция Николо-Архангельского кладбища в Москве за места для павших героев?! Они что, не люди? Или не русские уже?

    Бог бы с ней, с бодрой государевой ложью, ей уже и имечко давно придумали тихое и безобидное: официоз, - страшнее то, что все мы: от авиамеханика, продающего запчасти с новейших истребителей в Китай, и до судьи, дающего ему условный срок - сегодня живем по лжи! Мы встроились во всемирную систему лжи, и ничем уже не отличаемся от американцев, под сомнамбулическое хрюканье избирающих своего всенародного извращенца Клинтона на второй срок; или, спустя годы - и под те же звуки - избирающих на второй срок убийцу иракских детей Буша.

    Только у нас все это грубее, откровеннее!

    Да, конечно, если говорить о русской литературе, то уж как минимум со времен Державина призыв <Жить не по лжи!> является одним из наиболее характерных требований, предъявляемых ею всему обществу и самой себе. Требование ПРАВДЫ, причем не <политической>, не <социальной>, а нравственной правды, правды-достоверности о внутреннем человеке <нашего времени> - вот, пожалуй, главнейшая ее черта, резко отличающая русскую литературу от всех остальных мировых литератур! Но это же - и характернейшая черта русского реализма! Не <художественного метода> (<одного из >), и даже не <основной литературной традиции>, а реализма - как особенности народного миросозерцания, реализма как глубокого своеобразия национального мироощущения и художественно вкуса, наконец, реализма как совершенно неотменимого и неустранимого желания и жажды ПРАВДЫ; жажды, одинаково насущной и для писателя, и для читателя!

    Собственно, по-другому и не могло бы быть у народа, выносившего в сердце своем пословицу: <Правда - выше солнца!>. Это же несли - России и миру - и все великие сыны русского народа: от Пушкина и Гоголя до Шукшина (<Нравственность есть правда!>) и Солженицына включительно. Об этом же, о правде и лжи, а вовсе не о <реализме> и <постмодернизме> - литературный спор нашего времени!

     

    НАШИ <ЗА> И <ПРОТИВ>

    И скудное, если не сказать маргинальное положение русской литературы последнего времени свидетельствует, по большому счету, не о <происках врагов> и даже не об ее <оставленности государством> и вдовствующем положении, а о том, что в этой литературе читатель не может найти той правды, которой жаждет душа его. Собственно - единственной ПРАВДЫ! Литература точно также поражена <нравственным постмодернизмом> как и все остальное!

    В ней сегодня, как и в России в целом, совершенно очевидна попытка заморозить ситуацию, попытка не допустить пересмотра результатов <литературной приватизации>, происшедшей десять лет назад, когда единое литературное пространство, также как и единое литературное хозяйство растащили по углам под <идеологическими> предлогами. После чего в искренность литературных жрецов свободы и демократии, под шумок сбывающих литфондовскую поликлинику, также не очень-то верится, как и в искренность записных патриотов, под разговоры о бедности народной строящих где-нибудь двухэтажный домик в лесу.

    К сожалению, так и остался никем не услышанным призыв А. Кувакина: <Русские писатели, вы являетесь наследниками великой русской литературы, так постарайтесь же - соответствовать!>.

    Не может писать о нравственном человек безнравственный, не может разглагольствовать о правде и реализме человек, подверженный нравственной порче постмодернизма! Слов пушкинского Моцарта <о злодее и гении> еще никто не отменял!

    Писателей, которые не продались так или иначе духу времени (обстоятельства, семья, сами понимаете, хочется жить по-человечески, то да сё!), на самом деле оказывается не так уж и много. Их стремление к правде приобретает со временем болезненный, не удобный для окружающих характер, с ними не всегда <сухо и комфортно>. Тем не менее, они одни могут сказать то единственное слово правды, которое дано нам сегодня.

    Слава Богу, есть такие <неудобные> писатели и в столичной литературной жизни (О. Павлов, Л. Сычева, А. Кувакин ), но по самому большому счету, разумеется, это писатели русской провинции, где правда и честная бедность по-прежнему чаще всего бредут рука об руку, вдали от столичных благ, но вдали же и от столичных искушений. Собственно для них, для той подлинной и абсолютно никому за последние десятилетия неинтересной  русской литературы, которую упорно и тоже по-своему болезненно и одержимо создают они - и образовывалась организаторами <Группа 17>.

    Они - реалисты. Потому что они - часть той реальности, которой еще жива (вечно жива!) Россия. Они сами, также как и их герои - исключения в этом мире. Но это те самые исключения, которые подтверждают ПРАВДУ. И никто, кроме них, одержимо пишущих правду, не поведает вам о егере, последнем на сотни верст, ежедневно встающем на обход; или об учительнице пения, за свой счет обклеивающей обоями классную комнату (потому что - как можно петь-то в обшарпанной?!); или о командире атомной подводной лодки, упорно каждое утро заступающем на <боевое дежурство>, хотя лодка уже давно и прочно прикована к причалу, потому что сломан у нее винт, а стоимость нового - миллионы долларов

    И когда меня спрашивают, кто же эти писатели-реалисты? - мне становится как-то неудобно за тех, кто спрашивает Можно не знать пелевиных и ерофеевых, не читать аксеновых и приговых, но как представить себе начало XXI века в русской литературе без Михаила Тарковского из Туруханского края и Ивана Рыжова из Орла,  без Василия Дворцова из Новосибирска и Дмитрия Ермакова из Вологды, без Петра Краснова из Оренбурга и Юрия Оноприенко из Орла, и без многих, многих других поэтов и прозаиков глубинной России?..

    Вот поэтому и оказывается, что <битва за реализм> в действительности является ничем иным, как БИТВОЙ ЗА РЕАЛЬНОСТЬ: ЗА ту, нормальную, человеческую реальность, в которой государство чтит и награждает добрых и честных, и карает преступных и злых; ЗА реальность, в которой прав Достоевский (<Умный, значит добрый>), а не Ротшильд (<Если ты такой умный, почему же ты такой бедный?>); ЗА понятную сердцу и нашей генной памяти реальность, в которой у отца и сына может быть разное настоящее, но общие - прошлое и будущее; ЗА милые глазу пейзажи и добрые русские лица; ЗА внятные, сродные слуху напевные звуки русской божественной речи

    ПРОТИВ той ненавистной, двоящейся в отражениях и на экранах, теряющей смыслы, изгоняющей совесть и ясность, покупающей шмотками и кимвалами, рознящей слово и дело, порченой древней порчей и в новые речи обвернутой, не-су-ще-ству-ющей! Мертвой

     

     

     

     

28.10.2004
13:01

Козлиная песнь

    Козлиная песнь (Виктор Ерофеев <Хороший Сталин>, роман) 1. Первые пузыри По слову Пушкина, художника надо судить по тем законам, которые он сам над собою установил . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100