06.09.2007 |
|
||||||||||
19.06.2007 |
Слишком познер или слишком ранер
|
||||||||||
27.02.2007 |
|
||||||||||
06.02.2007 |
Прекрасное должно быть величаво Прекрасное должно быть
величаво <Основы православной культуры> как эстетический феномен Эллинская ясность, пронесённая сквозь вечную мерзлоту Сегодня,
когда страсти вокруг школьного курса <Основы православной культуры> опять
накалены, хотелось бы вернуться к его основной культурологической составляющей и напомнить один из древнейших
эстетических принципов европейской цивилизации; сформулированный ещё в Древней
Греции он звучит так: всё прекрасное добро, и всё доброе - прекрасно! Не будем
забывать также, что греки - только уже византийские - стали ещё и нашими
вероучителями. И не только Богооткровенное учение о Христе Спасителе и
Благодать Святаго Духа в Таинствах Греко-Российской Церкви (а именно так до
Сталина называлась РПЦ) восприняли мы от эллинов, но и верность основным
эстетическим принципам родоначальников европейской культуры. Поэтому
неудивительно, что Гоголь и Достоевский, Гончаров и Лесков, Толстой и Чехов,
Мусоргский и Рахманинов, Саврасов и Нестеров искали эстетически прекрасное и
законченное именно и только в нравственном и духовном; удивительно другое: даже
в годы кровавого богоборчества и невиданных в мировой истории гонений на
Церковь Христову, в годы большевистского чужебесия и омрачения России,
подлинные творцы русского слова, русской музыки и русской живописи оставались
неизменно верны принципу неразрывной слитности эстетически-прекрасного и
духовно-совершенного. Причём - что важно! - оставались верными в перевёрнутом
вверх дном (буквально) и залитом кровью мире. Такая эстетическая верность
великих наших творцов культуры ХХ века сродни исповедничеству! По сути весь ХХ
век в русском искусстве - это литургия верных! Это сияющие посреди русской
земли несколько пядей русского неба, незатоптанные толпой эстетических
пораженцев и онтологических неудачников с наганами за пазухой: всяких там
малевичей, бабелей, сельвинских, светловых-темновых и пр. Для верности духу
истории перечислю имена верных: это Есенин и Заболоцкий, Клычков и Пришвин,
Леонов и Шолохов, Филонов и Корин, Рубцов и Распутин, Свиридов и Гаврилин,
Бахтин и Лосев и многие другие творцы эстетического пространства России
минувшего столетия. Они не
выбирали между пролеткультовской красной икрой и номерами в отелях эмиграции,
выбор был проще: петля или пуля, как у Есенина и Клычкова или краснозвёздочные
деревянные номера ГУЛАГа, как у Заболоцкого и Лосева. Но именно
Николай Заболоцкий сформулирует в своих стихах неизменность эстетической
тематики русской культуры: А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
И именно
Алексей Фёдорович Лосев, ослепший на Колыме, но прозревший духовно и тайно
принявший монашество, именно Лосев - один из самых глубоких и всестороннейших философов
ХХ века, напишет многотомную историю Античной эстетики на русском языке,
подтверждая этим пронесённую нами через столетие верность основополагающим
принципам Православной культуры Великой России. Опыт
различения духов Сегодня
Русская Православная Церковь видимо торжествует победу над десятилетиями
гонений и атеистического слабоумия. Но, увы, в подобную оценку всегда почему-то
закрадывается слово <казалось бы> Может быть, потому что разница между
нынешним <светским> и бывшим <советским> государством чудовищно мала и
измеряется всего лишь одной буквой <о>, выпавшей из слова <советский> за годы
<реформ>? Ведь,
казалось бы - выбирая между Храмом Покрова на Нерли и <Макдональдсом>, между
<Метелью> Свиридова и шаманскими завываниями современности, сдобренными
генетически модифицированным электрозвуком, выбирая между осияной музыкой цвета
у Саврасова и мрачной адописью постмодерна и компьютерной готики любая
нормальная душа человеческая отзовётся на прекрасное. Казалось бы Но
действительность показывает другое и будущие жители России, в огромной своей
массе, выбирают <Макдональдс> и компьютерную готику в качестве эстетического
идеала, <дебильники> на ушах и людоедские <там-тамы> с электронными камланиями
- в уши; вместо Рубцова и Крупина - сквернослова и блудописца Ерофеева вкупе с
сорокиными, мураками и прочими, несть им числа! И не их в
том вина! Большинство семей, сложившихся под красным флагом или уже под
нынешним триколором просто не в состоянии воспитать в своих детях генетически
непрерывное чувство прекрасного, в силу необразованности, в силу собственной
всеядности или просто тупого безразличия. Но даже тем, кто пытается
<восстановить времён разорванную связь> - очень трудно противостоять катку
масс-культуры и трамбовальной машине ТВ, не говоря уже о всепожирающих нетях
интернета. Только
школа, не отделённая ещё, слава Богу, от государства, но отделённая пока от
телевизора могла бы как-то препятствовать дальнейшему оскотиневанию и
варваризации нашего общества. И за эти годы, когда наша школа, несвободная ни
от общества, ни, тем более, от болезней общества - металась между растлением
малолетних на уроках сексуального воспитания и пещерным оккультизмом и
астрологией современности, такой курс, рассказывающий об этических и
эстетических основах Российской цивилизации, культурологический курс,
восстанавливающий в правах прекрасное, изгнанное сегодня на задворки жизни, был
разработан Аллой Бородиной. Более того, курс <Основы православной культуры>
Аллы Бородиной прошёл долгий и, без обиняков, крестный путь от личной
инициативы группы учителей-культурологов - сквозь свист и вой радиослужащих
заокеанских демократий, сквозь оскаленную и рыкающую толерантность местных
<правозащитников> - до всероссийского и, государственного (!) признания. Но свист
не смолкает, камни по-прежнему летят - и в разработчицу курса, и в Церковь, и в
саму Россию. Те самые камни, которые не успели в нас бросить в 1380-м, в
1613-м, в 1812-м и в 1941-м годах Чему же способствуют те, кто сегодня
противостоит введению курса <Основы православной культуры> Аллы Бородиной в
наших школах? Да ничему иному, как дальнейшему эстетическому и культурному
одичанию наших детей! Ведь именно в мутной водице обезображенного мира, мира,
лишённого ясного и чёткого понимания прекрасного и доброго, вербуют они детские
души и готовят из них наёмных убийц и террористов-смертников или просто
штампуют миллионными тиражами унылых и обречённых: наркоманов-смертников,
игроманов-смертников, содомитов-смертников, тупых и ограниченных эгоистов,
тоже, разумеется, смертников. Что же нам делать? Да просто вернуться к
эстетике, к своей, подчеркну, эстетике: их тьме и мутности, их сиюминутности
противопоставить нашу вневременную, классическую ясность. И, говоря о детях,
вспомнить одного из первых и любимейших детей Великой русской культуры,
обладавшего воистину эллинской, александрийской ясностью и подлинной русской
глубиной - Александра Сергеевича Пушкина. Он нам завещал: <Прекрасное должно
быть величаво > А это значит, что мы не будем отстаивать свою правду и красоту,
трусливо взрывая дома со спящими жителями, не будем захватывать роддома с
беременными женщинами и школы с детьми, и тем более, не поддадимся на лукавые
заявления доморощенных идеологов <Аль-Каеды> и их заморских кураторов. Мы не
будем подменять названия нашего культурологического курса, где бы вместо <Основ
православной культуры> значилось что-либо невразумительное, вроде <Основ
духовно-нравственной культуры> или какой-либо другой квазирелигиозной
псевдокультуры. Мы будем учить наших детей тому, что весь культурный мир
давным-давно считает единственной и подлинной культурой России: <Повести
временных лет> и <Слову о полку Игореве>, <Сказанию о разорении Рязани> и
<Задонщине>, Пушкину и Достоевскому, Гоголю и Толстому, Саврасову и Нестерову,
Мусоргскому и Рахманинову. То есть тысячелетней многонациональной православной
культуре России и её основам! *Текст
выступления на Рождественских чтениях 2007 года
|
||||||||||
02.02.2007 |
|
||||||||||
24.01.2007 |
|
||||||||||
12.12.2006 |
|
||||||||||
21.11.2006 |
|
||||||||||
06.10.2006 |
|
||||||||||
25.06.2006 |
|
||||||||||
26.05.2006 |
|
||||||||||
16.05.2006 |
|
||||||||||
25.04.2006 |
|
||||||||||
29.03.2006 |
|
||||||||||
19.12.2005 |
|
||||||||||
08.08.2005 |
Тургенев: русский ответ откладывается...
|
||||||||||
25.07.2005 |
|
||||||||||
14.02.2005 |
|
||||||||||
27.01.2005 |
|
||||||||||
28.10.2004 |
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"