06.10.2006 15:00 |
И снова об "Основах"...
И снова об <Основах>
Детям и внукам православных,
кажется, разрешат изучение основ родной культуры
26 сентября в пресс-центре РИА
"Новости" прошел круглый стол на тему: "Основы православной
культуры: за и против". В работе круглого стола участвовали: автор
учебника "Основы православной культуры" Алла БОРОДИНА; сопредседатель
Правления Союза писателей России, доктор исторических наук Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ;
заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и
религиозных организаций Государственной Думы РФ Александр ЧУЕВ; ректор
Московского Исламского Университета, член Президиума Духовного управления
мусульман России Марат МУРТАЗИН; настоятель храма святой мученицы Татианы при
МГУ им. Ломоносова протоиерей Максим КОЗЛОВ; телеведущий, обозреватель газеты
"Известия" Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ; начальник отдела региональной и
этнокультурной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ
Татьяна ПЕТРОВА; ведущий телепрограммы "Судите сами" Первого канала
Максим ШЕВЧЕНКО; адвокат, партнер коллегии адвокатов "Барщевский и
партнеры", кандидат юридических наук Наталья БАРЩЕВСКАЯ; секретарь
Правления Союза писателей России, поэт Алексей ШОРОХОВ; а также представители
средств массовой информации.
"Выпускники Свято-Тихоновского монастыря" и другие
Немалую, если не сказать -
основную роль в разжигании нездорового ажиотажа вокруг введения в школьную
программу "Основ православной культуры" (ОПК) играли и продолжают
играть наши либеральные СМИ, а также разного рода неправительственные правозащитные
организации со смутным финансированием.
Увы, но в этом отношении
очередная встреча разработчиков курса с пишущей и телевещающей братией не стала
исключением. Трогательное неведение относительно того, о чём они пишут,
демонстрировали представители самых разных СМИ: от традиционно
"доброжелательной" к России и Православию "Радио Свободы"
до газеты "1 сентября" включительно. Помимо уже набившей оскомину,
унылой подмены "Основ православной культуры" Законом Божиим (как это
преподносили и будут, видимо, ещё долго преподносить многие одиозные издания),
собравшиеся узнавали от журналистов о таинственных "выпускниках
Свято-Тихоновского монастыря" (может, всё-таки института?), о
"повсеместном" (на самом деле, пока лишь в двух регионах) введении
"ОПК" в школьную программу и многом другом.
В общем, состояние
журналистского корпуса более чем наглядно доказывало необходимость введения и
самого незамедлительного "Основ православной культуры" не только в
школьную, но и в вузовскую программы. Чтобы хотя б наши дети не вздрагивали,
читая о священнике, размахивающем паникадилом (что по силам только
строительному крану) и прочей белиберде, в страстном вдохновении исторгаемой из
бодрых голов тружеников клавиатуры.
"Пусть у вас в школах преподают..."
Тем не менее, практически все
участники круглого стола высказались за скорейшее введение "ОПК" в
школьную программу. Особое мнение высказали Наталья Барщевская, Марат Муртазин
и Александр Архангельский, выступившие против. Впрочем, и тут не обошлось без
курьёзов. Довольно забавно прозвучала итоговая оговорка выпускницы заокеанской
школы Натальи Барщевской: мол, хорошо, пусть у вас в школах преподают ОПК, но
только факультативно.
- Может быть, всё же у нас? - в
мгновенной тишине, повисшей в зале, переспросил ведущий.
Также выступил против введения
"Основ православной культуры" в российских школах и Марат Муртазин,
однако уважаемый муфтий, выступая против ОПК, не смог прокомментировать уже
происходящего преподавания основ ислама в общеобразовательных школах некоторых
северокавказских республик. А это не может не вызывать вопросов.
Известный любитель русского
языка Александр Архангельский был ещё более категоричен и предложил вместо
культурологического курса ОПК вводить Закон Божий в духе политкорректности:
кому Евангелие, кому Коран, а кому и
основы научного коммунизма или хартию основных прав и свобод на выбор. Правда,
возникает соблазн продолжить религиозное "деление по интересам", и
допустить (а почему бы нет?) преподавание "культуры Содома и
Гоморры", основ сатанизма или мистического учения Третьего Рейха - желающие непременно отыщутся.
Россия накануне перемен
И все же общее мнение было
таким: курс "Основы православной культуры" необходимо вводить в наши
школы. Тем более, что российское законодательство гарантирует гражданам России
это право - изучения основ родной культуры и религии в рамках регионального
компонента. А желание такое есть. Что и подтверждается данными Всероссийского
центра исследования общественного мнения (май 2006 года): 52,7 % россиян
настаивают на особой роли Православия в РФ; 47,4 % - хотели бы, чтобы Церковь
более активно влияла на духовную жизнь общества; 34,8 % считают, что
Православие должно иметь "особые права" на территории РФ, а 17,9 %
считают, что Православие должно быть стержнем Российской государственности.
Таким образом, можно смело
констатировать - эпоха атеизма проходит, русский народ и другие православные
народы России возвращаются из семидесятилетнего "египетского плена" и
хотят знать свою культуру, свою историю, свою религию в полном объёме; хотят знать
- кто мы и откуда, чтобы твёрдо осознать, куда нам двигаться дальше.
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
- Огорчает только одно, что людям сегодня не нужны знания, нет культа истины, а есть культ веры. Уж простите меня православные, но по моему мнению у всех кто верует, а не мыслит, что-то с сознанием, какой-то скрытый или явный дефект. Почему внушается, что разумом нельзя познать этот мир. И я еще могу согласиться, что непознаваемо то, что не есть бытие, так оно просто есть: мир таков каков он есть. Но разум то может вопрошать только о сущем, о бытии. Почему сегодня именно когда уже все есть чтобы разобраться в этой в общем-то психологической проблеме (или даже чисто логической - что за всеми этими "Творец", "Создатель" и пр.) нужно быстренько сворачивать наступления на непознанное и бежать в объятия суеверий или культуры, отрицающей возможность рационального ответа на волнующие душу вопросы.
Откуда такая непробиваемая уверенность в то, что это невозможно постичь умом? Из чего сия уверенность произрастает? - из того, что сложилась такая патологическая традиция, такой психологический комплекс у подавляющего большинства живших до нас и живущих сегодня. Какой-то невроз, свойственный европейской цивилизации.
Создается ощущение, что все больны, у всех одно желание - забыться, сублимироваться, отстраниться от проклятых вопросов. Кто не может этого сделать, те превращаются в одержимцев, а кто успел, те живут здоровой жизнью, но до самой смерти принимая проверенное дедовское лекарство - религию. Если религиозность в стародавние времена была естественной формой отражения мира, то сегодня верить в некие символы, принимать из за чистую монету - признак невроза на почве комплекса неразрешимости "вечных" вопросов. То есть сегодня вера - лекарство от страха. Ее глотают не задумываясь, как плацебо или как антидот, не веря, но надеясь на чудо.
Лишь незначительное число верующих находит в ней тот ответ, за которым приходят в нее. Я могу абсолютно ответственно сказать, конечно, от своего имени, что этот ответ в религии найти можно. Например, в Православии. Этот ответ квинтэссенция всей христианской веры. Но после усвоения ответа пропадает потребность в его рациональном оформлении. На дорациональном уровне - все понятно (не всем, но самым продвинутым), а вот свести его к знаниям не получается.
Вот я и думаю, что невроз этот лечится, но пока за границы чисто медицинской проблематики эта проблема так и не вышла.
Однако у кого только не вызовет уныние несчетное число неудачных попыток самых выдающихся умов решить эту задачу. Тут и впрямь можно сойти с ума.
Я вот что думаю. Нужно ли давать лекарство (православие), если ребенок еще не невротик, и не сделает ли это его невротиком поневоле. С другой стороны, наука же пыталась дать свое плацебо в виде материализма и понятия материи и ее развития. Хотя все равно все кончалось верой. И тут уже можно вести спор о качестве лекарства (веры). В этом смысле я бы действительно предпочел православие.
Но все-таки как человек испорченный верой в рациональность не думаю что это хорошая идея. Знания и религия как традиционная медицина и магия. Но вера - это психотерапевтическое лекарство. Вопрос в том - чье лекарство менее вредно, и когда его применять?
|
269157 |
2006-10-11 23:34:45 |
AVD
|
|
- Уважаемый Игорь, есть что сказать, но нет времени оформить мысли. Может, позже.
|
- Уважаемый AVD. Мне было бы интересно узнать вашу точку зрения.
|
- В вашем замечании к этой статье Шорохова мне показалось самым значительным вот это наблюдение:
... людям сегодня не нужны знания, нет культа истины, а есть культ веры...
Очень точно подмечено, хотя потом вы именно эту мысль заболтали. Жаль.
Валерий
|
- Герман Митягин
Игорю Крылову
Уважаемый Игорь, меня подкупила Ваша антирелигиозная нравственность присущая множеству когда-то советских интеллигентов.А их чистота и нравственность с их "культом знания", а тем паче "культом истины" не есть ли своего рода
религия? Не зря на Западе говорили, русские нашли новую религию - коммунизм.Это грубо. Но, отбросив вождей-богов с их партийными заповедями, а взяв за основу общину, как религиозную традицию, и продолжение рабочих и колхозных коллективов с новой нравственностью, то не похожи ли они
тоже на верующих людей? "Дедовское лекарство - религия" разве ни как тут не пригодилось? И спорить о том: что лучше - знание или вера? - мне кажется не рационально, попросту говоря. Их надо соединить, как делали многие учёные вроде Менделеева и Ломоносова, писатели Гоголь и Достоевский (разве Бог отменял разум? Разве святые заповеди не вопят ли к тому же разуму? к знаниям? Даже научным знаниям?), но у меня есть пример ещё лучше. Заглянем в историю и вспомним очень воинственного человека Владимира Мономаха, который прошел войнами от половцев и почти до центра Европы, побил многие народы, но был глубоко верующим человеком, о чём я и попытался рассказать в своём стихотворении.
БОЖИЙ СТРАХ МОНОМАХА
Писал наказ Владимир Мономах:
имейте, дети, Божий страх.
Велел он чтить попов
и церкви, и святые лики.
Он был в походах "восемьдесят раз"
и "в трёх великих".
Просил жалеть он - смердов, нищих, вдов...
Но Полоцк жег, "ходил" в Смоленск, в Ростов,
в Чернигов, в Польшу, к Чехам...
и в другие дали.
Им жены половецкие детей своих пугали.
Сей князь и вправду очень был суров.
Но всё ж он больше "заключил миров".
Лишь с половцами "двадцать".
С славянами - несчётно.
Он пленных "отпускал с дарами",
как бы с почётом.
Он в Любече созвал в немилый год
князей всея Руси на мирный сход.
И речь он рёк тогда державно грустную,
и крест поцеловал честной
за мир, за землю русскую...
Ведь Божий страх он, Мономах, имел:
он честен был, братолюбив и смел;
его и завещал он "сидя на санях",
сынам своим и внукам,
чтоб не подверглись бы они, предавши Бога,
адским мукам.
С уважением Герман Митягин
|
- Герман Иванович! Про Мономаха - вещь! мне ПОНРАВИЛОСЬ!
|
- Для И.Крылова.
"Не судите, да не судимы будете.." Эти слова Христа как нельзя актуальны для нашего времени. В Восточной традиции сформировались два Пути: один через познание (Ум...,Истину..), второй - через агностицизм. Гностики и Агностики ... в Европе... Будда и Тилопа в Индии.., Конфцианство и Даосизм в Китае..
Из верченья гончарного круга времен
Смысл извлек только тот, кто учен и умен,
Или пьяный, привычный к вращению мира,
Ничего ровным счетом не мыслящий в нем!
Это суфизм!
Нет я не склоне к укоризне
И не берусь судить того,
Кто обретает смысл жизни
В напрасных поисках его...
Это написал Игорь Губерман.
Там, где глупость и мудрость одно, начинается бесконечность! Усложнение мира все более заводит его в тупик. Сегодня два математика уже не понимают друг друга, а что будет дальше..? Тем не менее поиск проодолжается...
и потому, рекомендую, если не знакомы, Владимира Леонова и его теорию СуперобЪединения общей теории относительности (ОТО) и квантовой физики... Успехов Вам на вашем Пути.
|
- Черка́сы назвались племена торков (они же -- гузы и/или узы, кочевавшие в причерноморских степях XXIII веков) и берендеев (заключили союз с печенегами в 1105 году), а также чёрных клобуков (общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века) -- части народов Золотой Орды и средневекового Египта XIIIXIV веков. Этот же впоследствии экзоним казаков, используемый в российском государстве до конца XVIII века.
Если ознакомиться с описанием казар-хазар-казаков в Песнях о Южной Руси, то можно узреть связь в одеждах и традициях неких с народами Кавказа.
|
- Вопрос к М.П. 305399
Пытаться уразуметь Единое и не знать, что все едино, называется ╚три поутру╩. Что такое ╚три поутру╩? Жил-был один человек, содержавший в доме обезьян, и вот этот человек как-то сказал своим обезьянам: ╚Утром дам вам три меры желудей, а вечером четыре╩. Обезьяны рассердились. Тогда он сказал: ╚Ладно, я дам вам утром четыре меры, а вечером три╩. И все обезьяны обрадовались. Вот так этот человек по поведению обезьян узнал, как нужно действовать, не поступаясь ни формой, ни существом дела. Он тоже, что называется, ╚следовал тому, что есть╩. Посему мудрый приводит к согласию утверждение и отрицание и пребывает в центре Небесного Круга. Это называется ╚идти двумя путями сразу╩.
Люди древности в своих знаниях достигли предела. Чего же они достигли? Они знали, что изначально вещи не существуют, вот предел, вот вся бездна смысла, и добавить к этому нечего. Те, кто шли за ними, считали, что вещи существуют, но нет границ между вещами. Те, кто шли потом, считали, что границы между вещами существуют, но никакая вещь не может быть ╚этим╩ или ╚тем╩. Противопоставление ╚этого╩ и ╚того╩ вот причина затемнения Пути. А когда Пути нанесён ущерб, возникает любовная привязанность. Действительно ли в мире Путь понёс ущерб и возникла любовная привязанность, или ничего этого не было?
|
- Ну раз Вы не нашлись, что ответить, то послушайте Азиата...
Коль скоро мы составляем одно - что ещё тут можно сказать? Но уж коли мы заговорили об одном, то можно ли обойтись без слов? Единое и слова о нём составляют два, а два и одно составляют три. Начиная отсюда, даже искуснейший математик не доберётся до конца чисел, что уж говорить об обыкновенном человеке! Даже идя от несуществующего к существующему, мы должны считать до трёх. Что уж говорить, когда мы пойдём от существующего к существующему! Но не будем делать этого. Будем следовать данному, и не более того...
|
- В споре есть нечто не замечаемое спорщиками:
Воистину, в каждом определении есть нечто неопределимое, в каждом доказательстве есть нечто недоказуемое. Почему это так? Мудрый хранит правду в себе, а обыкновенные люди ведут споры, чтобы похвастаться своими знаниями. Вот почему говорится: ╚В споре есть нечто не замечаемое спорщиками╩.
Великий Путь не называем.
Великое доказательство бессловесно.
Великая человечность нечеловечна.
Великая честность не блюдет приличий.
Великая храбрость не горит отвагой.
Путь, проявивший себя, перестает быть Путём. Речь, ставшая словом, не выражает правды. Человечность, которая всегда добра, не свершит добро. Показная честность не внушает доверия. Храбрость, не знающая удержу, не приносит победы.
|
- Ещё немного актуализма, хотя и не следует умножать сущности без необходимости, но у нас есть тут на то некоторые с лезвием, с ножницами и даже с серпом:
(Матфей 7:1) Не судите, да не судимы будете...
(Лука 6:37) Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
(Римлянам 14:13) Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну.
(1 Коринфянам 4:5) Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
(1 Тимофею 4:7) Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии...
(1 Коринфянам 4:3) Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе.
|
- Для Скифа и Азиата! Вы совершенно правы. Я об этом и говорил. Но все равно интересно наблюдать за суетой, иначе вы тут бы не светились. Человечество который век строит виртульную Вавилонскую башню, строит страстно и азартно, совершенно забыв о том, чем этот опыт заканчивается. Но и это его Путь и в тоже время Путь того, про которого сказано: Слепой просверлил жемчужину, Беспалый продел в нее нитку, не имеющий шеи ее одел, а Немой пропел ей хвалу.
|
- для М.П.
Я рад, что Вы рады... про прав-неправ я только что Журкину написал, чтоб поспал хоть перд презентацией, смотрите в ДК, пост ╧ 305408... но и Вы правы, без полемик скучно, надо же хоть где-то повеселиться...
Примечание; впервые за два месяца моего юзанья ДК мне сказали, что я прав!
|
- спешу добавить, что сегодня ещё не 1 апреля!
|
- Для Скифа и Азиата!.
И еще хотел добавить про ножницы и серпы. Пишите там, где пишу я, в книге Бытия, там никто не сотрет и не обрежет, и серпом не пройдется. Слава Богу это не в их компетенции.
|
- Погребной-Александров писал: Суждение о достоинствах -- похвала; о недостатках -- хула; объективное суждение -- лишь субъективный факт, а посему -- в любом вопросе главное, как ни странно -- опыт.
|
|