06.09.2007 |
|
|||||||||||||
19.06.2007 |
Слишком познер или слишком ранер
|
|||||||||||||
27.02.2007 |
|
|||||||||||||
06.02.2007 |
Прекрасное должно быть величаво
|
|||||||||||||
02.02.2007 |
|
|||||||||||||
24.01.2007 |
|
|||||||||||||
12.12.2006 |
|
|||||||||||||
21.11.2006 |
|
|||||||||||||
06.10.2006 |
|
|||||||||||||
25.06.2006 |
|
|||||||||||||
26.05.2006 |
|
|||||||||||||
16.05.2006 |
|
|||||||||||||
25.04.2006 |
|
|||||||||||||
29.03.2006 |
Мёртвые души Андрея Волоса Мёртвые
души Андрея Волоса* (Андрей Волос <Аниматор>, роман) <Гоголь продакшен> энд <ЦДЛ лимитед> представляют Необычайную популярность возымели сочинения Николая Васильевича в русской жизни начала третьего тысячелетия. По осени нас озадачили <Делом о <Мёртвых душах> в исполнении мастеров телевизионных искусств. Впечатление, свиные рыла сняли фильм о свиных рылах. Дальше - больше: всесоюзный лекарь Зурабов снялся в роли Артемия Филипповича Земляники, у которого пенсионеры <все, как мухи, выздоравливают> и молодеют, так что им скоро и пенсию платить не надо будет, а испуганные троечники и сиамские близнецы Греф и Кудрин уже давно и не без успеха выступают в роли коллективного Хлестакова. И так - не только в бесконечном новостном сериале, так везде. Где не копни - то ухо высунется, то хвост покажется. Так что грех, грех было отечественной словесности веяний времени не услышать, а услышав - не развить и не углубить Вот
и новый роман Андрея Волоса <Аниматор> поспел вовремя, возжёг автор синее пламя
в рогатой колбочке, этакий вечный чичиковский огонь у памятника мёртвым душам,
грустное бессмертие материалиста. Увы, даже не гомункул алхимиков и не
каббалистический голем, а всего лишь цветомузыка распада <нервно-психической
деятельности>, не то гаснущие нейроны, не то блуждающие протоны. И заполыхало
оно всё, как говорится, синим пламенем
(впрочем, есть варианты) за упокой души анимированных покойников во веки
вечные, утешая родственников и вызывая нездоровое любопытство потомков. В этом,
собственно, и вся фантастика Волоса, сюжетное ноу-хау в сфере ритуальных услуг:
кладбище, мерцающие колбочки и как метафизический посыл (интеллектуальная проза
как-никак, неудобно же без этого) - унылое <воскрешение мёртвых> по Фёдорову.
Когда-нибудь. Впрочем,
как понимает аниматор - скорее всего, никогда! Потому и перебивается с кваса на
хлеб, сиречь с коньяку на секс, что надо же как-нибудь жизнь скоротать. Сам же
аниматор (что и следует из названия) и есть главное действующее лицо романа,
существо глубоко родственной писательству профессии, потому что именно от его
способности вчувствоваться в последние минуты жизни покойного и зависит -
замерцает огонёк в колбочке или нет. Сам процесс <вчувствования> называется
<анамнез> (припоминание), тем не менее, никаких ассоциаций с аналогичным
термином у Платона или орфиков не возникает. Роман, как я уже отмечал, сугубо
материалистичен. Есть
в романе и линия любви-ненависти (куда без этого) - с нравственными муками,
секс-шопом, спецслужбами и терроризмом. Всё очень модно и с перчиком. Но
вовсе не это делает роман действительно показательным и по-своему знаковым
явлением современной словесности. Дело в том, что Андрей Волос кажется наиболее
вменяемым из всей этой пресловутой <неолиберальной> обоймы авторов, и на фоне
ерофеевых-сорокиных-быковых выглядит если и не лучом света, то хотя бы
мерцающим огоньком на кладбище постмодернизма. Есть у него сюжет, интрига,
короче всё то писательское, незаметное и крепкое, в чём его печальным товарищам
по тусовке, шоуменам и инсталляторам, природой и дарованием отказано. Но
окружение обязывает. Нельзя молчать! И он вопиёт В полный волос О
чём же вопиёт писатель? Да о всём том, без чего в Париж и прочие
благопристойные местности русского литератора сегодня за государев счёт не
вывезут, и на телевиденье не пригласят. Например, о вымышленной такой
республике в составе Российской Федерации - Качарии и о гордом её,
свободолюбивом народе. Замечательный такой народ объявляется у Волоса, качарцы,
- бедный, несчастный. Обидел их когда-то <усатый сатана>, выселил в Казахстанские
степи, вот они и озверели, пошли воевать с женщинами и детьми. А до этого пасли
барашков, никого не трогали. Ну, подумаешь, была, да и по сей день есть на
Кавказе пословица: <Если у тебя украли коня, ищи его в Качарии>. Но ведь плохих
народов не бывает! Ну, подумаешь, ответили ещё 200 лет назад качарские
старейшины Александру I на
предложение покончить с работорговлей и разбоем, мол, не можем сего, дабы не
помереть с голоду; как ваши занятия - земледелие и скотоводство, так наши -
работорговля и разбой! Но и что с того? Коль уж отрезанные головы <врачей без
границ> Европу не вразумили, кто ж поверит переписке Русского Правительства с
горцами двухсотлетней давности! Здесь,
как в известной сказке Андерсена, только наоборот: король и так повернётся, и
эдак, и одно-то платье наденет, и другое - а <мировая общественность> всё знай
кричит: голый он, голый! Уж на что король ей, общественности этой, и про
<международный терроризм>, и про <арабских наёмников> - куда там! Виноват,
кругом виноват! Ату его! Ну,
а громче-то <мировой общественности> и непримиримее, известное дело, <свои>
заходятся. Вот и у Волоса знакомый набор: если качарец - то мученик (весьма
своеобразный) за веру и герой, если генерал ФАБО (узнаваемые, хотя и
вымышленные правопреемники ГПУ, НКВД, МГБ, КГБ) - то карьерист, бездарь и
кровавый ростовщик, взимающий нефтью свой процент с <бессмысленной бойни>. Понятное
дело, всё это не без гуманизма: поэтому среди несчастных шахидов - сплошь
обманутые мальчики, сквозь брызги собственной и чужой крови рвущиеся в свой
фрейдистский ад за обещанными гуриями. Да и среди взрослых качарцев не всё
звери, есть и мудрые старики, но кто же их послушает посреди разрушенных
русскими снарядами мирных саклей? Однако
и проклятым оккупантам нелегко: мучается психическими расстройствами Мишка
Дронов, швырнувший <на какой-то поганой зачистке> гранату в дом и сгубивший
<девочку лет двенадцати> в платьице точь-в-точь, как у его дочери. Зато уж на
фоне помешавшегося русского спецназовца, случайно (!) убившего ребёнка, <борцы
за свободу и независимость Качарии>, со знанием дела сдирающие с людей кожу,
отрезающие уши и пальцы, и т. д. (вроде Мамеда-праведника) - выглядят куда
более здоровыми. Правда <здоровье> это сродни хрюкающему человечьей отрыжкой
<здоровью> Лейбы Троцкого и Йозефа Геббельса, сродни розовощёкому людоедству
гулаговского распорядителя Нафталия Френкеля и майданекского палача Альфонса
Готсфрида. Ну да чего уж там В
общем, есть такой качарский народный анекдот: <Сынок, сколько раз тебе
повторять - не хоббиты мы, а вахабиты!> Волос
нас пытается убедить, что всё-таки хоббиты. Изобретатели полиранто Помните,
был такой новояз мировой революции - эсперанто? Не прижился. Скис, как и
породивший его марксистско-ленинский проект глобализма; не взошёл на обильно политых
русской и иной кровью полях мировой истории. Однако ж соблазн остался. И вот
уже мы видим, как под новый проект глобализма и с тем же традиционным
удобрением алого цвета (агрессии против Сербии, России, Афганистана, Ирака)
создаётся новый язык <международного общения>, внебрачный внук
политкорректности и эсперанто - полиранто. Он не покушается на корни слов и
границы национальной лексики, не взрывает устойчивых словосочетаний нарочитой
бессмыслицей, он просто создаёт систему транснациональных идеологических табу,
нарушив которые, человек, государство, ряд стран автоматически оказываются на
другом конце <общечеловеческого> тира - уже в качестве движущихся или,
напротив, обмерших от неожиданности мишеней. Зато
овладевшие полиранто в совершенстве получают все мыслимые и немыслимые бонусы,
начиная с права перераспределять в свою пользу все энерго-сырьевые ресурсы
планеты и заканчивая правом безнаказанного убиения себе подобных в любой точке
мира и в любую минуту. Табу
полиранто всем известны: евреев нельзя называть евреями, педерастов -
педерастами, натовских головорезов - убийцами, гаагский трибунал - кровавым
фарсом... Не менее известны нормы полиранто и для описания русской
действительности: российские солдаты - оккупанты и насильники, чеченские бандиты
- партизаны и борцы за независимость, православная духовность - отсталый (он же
неприспособленный) менталитет, национальная самобытность русских - закоренелая
ксенофобия и притаившийся до поры до времени фашизм, и т. д. Что же остаётся писателю в оскоплённой и отполированной полиранто действительности? Да, собственно говоря, ничего. Вот и громоздит в совершенстве овладевший заокеанским новоязом Андрей Волос перед своим аниматором мёртвые туши одну за другой, в слабенькой надежде возжечь хоть какой-то огонёк жизни и читательского интереса. Пусть и в хрупкой колбочке смысла. Под золотушной россыпью меркнущих звёзд либерализма.
* Полный вариант статьи. С сокращениями опубликовано в <Литературной
газете> от 29.03.2006 г.
|
|||||||||||||
19.12.2005 |
|
|||||||||||||
08.08.2005 |
Тургенев: русский ответ откладывается...
|
|||||||||||||
25.07.2005 |
|
|||||||||||||
14.02.2005 |
|
|||||||||||||
27.01.2005 |
|
|||||||||||||
28.10.2004 |
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"