06.09.2007 |
|
19.06.2007 |
Слишком познер или слишком ранер
|
27.02.2007 |
|
06.02.2007 |
Прекрасное должно быть величаво
|
02.02.2007 |
|
24.01.2007 |
|
12.12.2006 |
Тоже люди... Тоже люди(Александр Бондарь. <Ночной Кабак>. Повести и рассказы, - Монреаль, 2004 г.) 1. Замороженные девяностые Именно такое чувство испытываешь от прочтения книги Александра Бондаря <Ночной Кабак>. С небольшой заминкой перед вариантом заглавия: так отмороженные всё-таки или замороженные? Подходит и то и другое, но второе объёмней. Потому что первое определяет <что>, а второе удовлетворяет главному: почему? Герои повестей и рассказов тридцатилетнего автора в основном воры, бандиты и проститутки. Плюс полицейские, опера и честные (как правило, недолго) девушки. Две стороны прозрачной медали. Поэтому первые отражаются во вторых, а те, в свою очередь, почти всегда думают и поступают, как первые. <Таков мир> - уверяет нас автор. Причём по обе стороны океана. Потому что сейчас Бондарь живёт и пишет в Канаде. Родился же и учился в Краснодарском крае, где приблатнённые и вылинявшие герои Тарантино расхаживали со <стволами> за поясом ещё задолго до съёмок <Криминального чтива>. Печальнее всего, что лично мне и почему-то именно сегодня почти не хочется спорить с русским канадцем. Даже самый прекрасный мраморный пол, покрытый жабами, пауками и скорпионами, требует очистительного огня и смотрится мрачным копошащимся гадюшником. Для России (так как мне глубоко плевать на Северную Америку и обе её незадачливые государственности), - это военные патрули на дорогах и бронированные джипы с тонированными стёклами как разрешение на выстрел из гранатомёта. Впрочем, не без вопросов. Потому что Божий мир - не мраморный пол, а вечнозелёный луг, и <очистительный огонь> сгребёт не только мерзких человеконеподобных тварей, но и многих из нас. Однако этими вопросами <русских двухтысячных> Бондарь не задаётся Вернёмся же к девяностым. Такое ощущение, что автор увёз их с собой за океан. И даже когда перестроечную фактуру <комков> (комиссионные магазины), <видаков> и <джинсы> у него сменяют кофейни типа <Тим Хортонс> или <Кофе тайм>, топонимы <Чёрч стрит> и вопросы <хау матч?> - всё равно не покидает ощущение <замороженных девяностых>. Это призма, через которую Бондарь глядит на мир (теперь уже чужой), кусок льда, в который вмёрзло целое поколение. Причём место для <оттаивания> герои писателя выбрали далеко не самое лучшее - Америку. С таким же успехом можно греть отмороженные руки в морозильной камере. Но этого им не объяснили 2. Нравы Растеряевой улицы Итак, автор выбирает для описания <дно жизни> - ни для Русской литературы, ни для Мировой это не является новинкой. И, как правило, пользуется устойчивым читательским спросом. Особенно сегодня. Вероятно, именно поэтому сборник рассказов и повестей Александра Бондаря получает <говорящее> название - <Ночной Кабак> (по названию одноимённой повести, открывающей сборник). Почему <Кабак> в заглавии написан тоже с большой буквы - остаётся только догадываться. Думается, вослед шекспировскому <Весь мир театр > Бондарь воспринимает весь мир как именно то самое, что обозначено в названии. Это - тоже из <философии девяностых>, о которой уже говорилось. Впрочем, возможно сказывается и просто отсутствие редактора. А сказывается оно очень сильно, потому что невольно вздрагиваешь между <сволачами> (стр. 56, 76 и т.д.) и <свёрстниками>, которых на протяжении всего сборника рассыпано <поравну> (стр. 170 и т.д.). Уж не знаю что, то ли жизнь в чужеязычной среде, то ли интернет-просвет и всеобщее одичание виной тому Поэтому говорить о литературных заслугах автора, я думаю, преждевременно. Зато уж бытописательных никто не отменит. И если до боли знакомые герои <бригад> и <жмурок> всесоюзного гуляй-поля девяностых в исполнении Бондаря вряд ли что могут добавить к нашим знаниям о физиономии бандитского капитализма в России, то вот весьма интересные черты к фэйсу заморской демократии почерпнуть оттуда несложно. Из всего сборника я бы выделил повести <Ночной Кабак> и Downtown, а также <идеологические> сказки и сдобренные здоровым антисемитизмом юморески вроде <Разговора с проповедником>. И <Ночной Кабак> и Downtown повествуют о жизни Торонто, ночной, разумеется. Честно говоря, кроме спортивных (<Торонто мэйпл ливс>) - ассоциаций до сих пор никаких. А вот благодаря автору узнаю, что кроме НХЛ, медведей гризли и сахарных клёнов в Канаде обретается ещё и огромное количество недавних выходцев из России (раскольники и украинские националисты - разговор особый). В первую очередь: русских и евреев. В полном согласии с заявленным жанром (что-то вроде бандитской саги) - все они отморозки и неудачники (то есть будущие отморозки). И, несмотря на то, что законы выживания на родине и в Америке в последнее время практически сравнялись - менталитетами с аборигенами этой демократической мекки они всё равно не срастаются. Отсюда - <Одесса мама, Ростов папаша> спроецированное в бесконечность в самом центре чуждого мира. До полного истребления новоприбывших волонтёров заокеанского счастья. Их убивают. И их не жалко. Россия уже трижды за минувшее столетие затапливала мир волнами своих эмигрантов, и нигде не сложилось понятия <русская диаспора>. Меньше всего на это способны скрывающиеся от закона бандюки, проворовавшиеся министры и беглые олигархи, а также инженеры-неудачники и женственные бабочки-однодневки, кружащие над лужицами безопасного секса. В принципе, за очевидной разницей в сюжетах, обе повести об этом. С тем, разумеется, отличием, что во второй - конец <хороший> (едва не изрезанная на полоски девочка возвращается в Россию), а в первой - <плохой> (потому как, что же хорошего в том, что бандита в конце концов не убивают?). 3. Тоже люди? Напоследок хочется сказать о месте публикации и обсуждения (!) этих и других произведений автора, то бишь о сетевой литературе и её особенностях. Уже на протяжении многих лет я сам веду литературное обозрение в интернет-журнале <Русский переплёт> (кстати, там же публиковался и Бондарь), и вот что вызывает недоумение. За редким, крайне редким исключением (когда люди подписываются полным именем) во всевозможных форумах и дискуссиях по поводу того или иного произведения участвуют некие виртуальные сущности - всякого рода <ники>, кликухи и погонялова. Они, видите ли, высказываются. Имеют собственное мнение (aids-контроль и анонимность гарантируется). Иногда проскакивает даже нечто ценное Но кто они, добровольные пользователи электронного ГУЛАГа, эти милые полуночные стукачи сетевой демократии, матершинники и самонадеянные тупицы, жертвы интеллектуального абортария? Мы никогда не узнаем. К чему же тогда все эти обсуждения, а главное - кто в них участвует? Тоже люди? Скорее чёрные дыры в мировой паутине. Вроде бы они существуют. Но виртуально. Всего лишь для того, что бы между ними по серебристым ниточкам сновали реальные паучки смысла, созданные реальными людьми, в непрекращающейся битве между добром и злом.
|
21.11.2006 |
|
06.10.2006 |
|
25.06.2006 |
|
26.05.2006 |
|
16.05.2006 |
|
25.04.2006 |
|
29.03.2006 |
|
19.12.2005 |
|
08.08.2005 |
Тургенев: русский ответ откладывается...
|
25.07.2005 |
|
14.02.2005 |
|
27.01.2005 |
|
28.10.2004 |
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"