06.09.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
19.06.2007 |
Слишком познер или слишком ранер
|
|||||||||||||||||||||||||
27.02.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
06.02.2007 |
Прекрасное должно быть величаво
|
|||||||||||||||||||||||||
02.02.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
24.01.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
12.12.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
21.11.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
06.10.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
25.06.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
26.05.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
16.05.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
25.04.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
29.03.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
19.12.2005 |
|
|||||||||||||||||||||||||
08.08.2005 |
Тургенев: русский ответ откладывается... Тургенев:
русский ответ откладывается (Культурно-исторические типы Запада и Россия) Тургенева,
по сложившейся традиции, принято считать гениальным рассказчиком, тонким
повествователем и, немного в меньшей степени, выдающимся романистом. В первую
же очередь Тургенев, разумеется - поэт. И не потому вовсе, что написал ряд
стихотворений (рифмованных и в прозе), а по общему пафосу своего творчества.
Однако за признанным пластическим мастерством творца <Записок охотника> и
<Отцов и детей>, по обыкновению остаётся неоценённым в должной мере наследие
Тургенева-критика, Тургенева - исследователя и толкователя основных
культурно-исторических типов человечества (наметившего некоторые из них задолго
до Н. Я. Данилевского и уж тем более О. Шпенглера). Об этом - не мешало бы
поподробнее Торжество богооставленности Известно,
что Тургенев был западником (в XIX-м веке
это отнюдь не всегда означало быть русофобом, в отличие от ХХ-го и XXI-го). Поэтому нет ничего удивительного в том, что
именно западная культура, известная писателю до тонкостей и воспринятая им в
качестве общечеловеческой, послужила Тургеневу основным материалом для
размышлений, как он считал, о человеке вообще. Впрочем, сегодня (особенно на
фоне всё более очевидного конфликта цивилизаций) можно уже совершенно отчётливо
увидеть, что речь у него ведётся всё-таки о специфически западном человеке. Итак,
в 1857-59 гг. И. С. Тургенев пишет одно из наиболее ёмких и известных своих
исследований - статью <Дон-Кихот и Гамлет>, где на примере двух известнейших
литературных персонажей изучает два основных, по его мнению, человеческих типа.
Точнее будет сказать - два последовательно сменяющих один другой
культурно-исторических типа западного человечества. И вот, что интересно. Несмотря
на то, что Дон-Кихот и Гамлет появляются практически одновременно (во всяком
случае, их создатели, Сервантес и Шекспир, по странному наитию судеб даже умрут
в один день - 26 апреля 1616 года*), представляют они собою не столько разные
человеческие типы, сколько разные исторические эпохи в истории Западной Европы.
Дон-Кихот
- это католический Юг, залитая солнцем Испания (<дух южного человека опочил на
создании Дон-Кихота>); Старый Свет на излёте своего могущества. Сознание
Дон-Кихота - ясный вечер; ещё тепло и тихо, но по земле уже змеятся причудливые
вечерние тени; в неверном отблеске заходящего солнца многие предметы выглядят
уже неправдоподобно и бредущая домой отара овец вполне может сойти за шайку
разбойников, а ветряные мельницы - за великанов Напротив,
Гамлет олицетворяет собой протестантский Север (<дух северного человека, дух
рефлексии и анализа>); и в первую очередь - это скупая на цвета и запахи
островная Англия; сюда кинуты бродильные дрожжи Нового времени; островитяне
готовятся прорваться во внешний мир, готовятся к покорению и переделу старого
мира; Англия готовится стать Великобританией. По сравнению с мироощущением
Дон-Кихота сознание Гамлета - уже сумеречное; и его мало помалу населяют
неясные тени и призраки, в каждом шорохе чудятся крысы и соглядатаи. Плата за человеческое
самостояние. Дон-Кихот
символизирует уходящий старокатолический мир, Гамлет - смуту (душевную и
мировоззренческую), предшествующую становлению нового -
протестантско-капиталистического. Кстати,
этот <новый мир> впоследствии тоже обретёт своё литературное лицо: в образе
Фауста. Причём, Фауст вполне законно станет третьим (то есть завершающим) в
череде сменяющих друг друга культурно-исторических типов западного человечества
(после Дон-Кихота и Гамлета). Ничего
удивительного, что и сам образ Фауста окажется в поле повышенного внимания молодого Тургенева. Более того, одноимённая
статья писателя (датирована 1845 годом), писавшаяся наряду с первыми рассказами
<Записок охотника>, будет нести в себе многие мысли и высказывания, которые без
сомнения сегодня можно отнести к <программным> для Тургенева. Однако
вернёмся к тем характеристикам, которыми Тургенев сопровождает Дон-Кихота и
Гамлета (а ранее - Фауста). Поневоле приходит на ум сравнение одного
современного богослова, где представителей основных христианских конфессий он
делит на тех, кто сопровождал Христа до Голгофы и остался стоять возле креста
(православные); тех, кто устал стоять и, отойдя немного в сторону, присел на
лавки (католики); и тех, кто спустился в город, купил участки земли с видом на
Голгофу и открыл там магазины (протестанты). На
примере выделенных Тургеневым культурно-исторических типов совершенно очевидно
это удаление западного человечества от света невечернего - Солнца-Христа! И
если в закатном свете католичества ещё одинаково оживают небесно-голубые
мадонны Джотто и уродливые химеры Notre
Dame de Paris (также как в раздвоенном сознании Дон-Кихота одновременно
уживаются всесовершенная Дульсинея и <грубая и грязная мужичка>, реальная
возлюбленная несчастного идальго); если в сумерках протестантизма, хотя и
отравленный скепсисом и критицизмом, Гамлет всё ещё сомневается to be or
not be и от явного безбожия его удерживает <боязнь страны,
откуда ни один не возвращался>; то Фауст в своей преобразовательной
деятельности (окончательное покорение природы, торжество человеческого
самостояния) уже откровенно заключает союз с дьяволом против
Бога, и сгустившиеся сумерки сектантства завершаются всеевропейской
Вальпургиевой ночью с финальным гала-концертом на Брокене (Лысой горе). Таким
образом, на примере трёх культурно-исторических типов (обобщённых в
литературных персонажах и выделенных Тургеневым) несложно проследить путь
западного человечества от увядающего половинчатого христианства (католичество,
Дон-Кихот) - через сомневающееся, критическое сектантство (протестантизм,
Гамлет) - к торжеству богоборческого капитализма и неоязычеству Фауста! Тем
не менее, Тургенев сам понимал очевидный западоцентризм и односторонность
данной картины мира, и свои надежды на <русский ответ> гамлетам и фаустам европейской
истории сформулировал в собственной Пушкинской речи (1880 г.), к сожалению,
гораздо менее известной, чем речь Достоевского. Но об этом - позже, а сейчас о
не менее важном. <Стерильное православие> В
последнее время, как только не пытаются <подстегнуть> и <ободрить>, сиречь
<осовременить> явно дряхлеющую отечественную филологическую мысль. Разговоры об
<амбивалентности> стали неприличны даже на провинциальных кафедрах. Среди
немногих сильнодействующих инъекций, заметно ожививших содержательное поле
новейших литературных изысканий, первое место по праву принадлежит новому (т.
е. разумеется, <старому>, <возрождённому>, <дореволюционному> и т. д.)
<христиански-православному взгляду> на проблематику, образный строй и другие
<аспекты> литературных произведений классики и современности. Имена
Розанова, Страхова, Ильина в трудах новообращённых филологов мелькают сегодня
столь же часто, как во время оно - имена Маркса и Энгельса. И едва ли не по
сходным причинам. Во всяком случае, Православие сделалось сегодня в филологии
такой же неотъемлемой частью <истеблишмента>, как и в политике. Тем
не менее, мне кажется, что Православие Достоевского, выстраданное на каторге и
очищенное мытарствами в петербургских трущобах, несколько отличается от
<стерильного православия> большинства современных исследователей, получивших
его <целиком и сразу> с библиотечных полок. Главное, не перепутать слова Христа
<блаженны вы, егда поносят вас и ижденут имени моего ради> с новоявленным
<респектабельным мировоззрением>, гарантирующим безбедный достаток и
необременительную совесть. В том числе <научную>, увешанную орденами <за
многолетнее и непорочное стояние в Вере (Православии, Самодержавии, Народности>
- нужное подчеркнуть). К
сожалению, ситуация <разрухи в головах>, описанная Булгаковым более семидесяти
лет назад, не только не преодолевается, но и, по всей видимости, ещё больше
усиливается. В том числе - стараниями таких вот <православных> радетелей,
беззастенчиво засоряющих современное культурное поле полуцерковным <терминологическим
мусором> собственного извода. Среди многочисленных <метаной> и <синергий>
недавно мне попалась и <соборная личность>. На роль оной претендовал то ли
неисстребимый Платон Каратаев, то ли кто-то ещё из прославленных <малых сих>
Великой русской литературы. И претендовал совершенно напрасно. Соборная личность Чтобы
понять это, вернёмся к Пушкинской речи Тургенева. Пожалуй, самый важный вопрос
(опуская многие очень точные, а порой и бесценные наблюдения о характере поэзии
Пушкина и русской поэзии вообще), которым задаётся в своём выступлении Тургенев
- это вопрос о том, <можем ли мы по праву назвать Пушкина национальным поэтом в
смысле всемирного (эти два выражения часто совпадают), как мы называем
Шекспира, Гёте, Гомера?> Понятно, что Тургенев вопрошает об этом, в первую
очередь подразумевая создание одного великого литературного образа, который
наиболее полно воплотил бы в себе тот или иной культурно-исторический и
цивилизационный тип (в нашем случае русский) и был бы всемирно признан в
качестве такового. Примеры Одиссея (героический период Древней Эллады), Гамлета
(реформация и религиозное брожение Северной Европы) или Фауста (попахивающая
серой пробирка Нового времени), что называется, очевидны. И
что же? Ссылаясь на то, что <Пушкин не мог всего сделать и что ему одному
пришлось исполнить две работы, в других странах разделённые целым столетием и
более, а именно: установить язык и создать литературу>, Тургенев неутешительно
подытоживает: <быть может, явится новый, ещё неведомый избранник, который
превзойдёт своего учителя - и заслужит вполне название национально-всемирного
поэта, которое мы не решаемся дать Пушкину>. Неутешителен
же вывод Тургенева (о будущем <избраннике>) потому, что сделан он в 1880 году.
То есть ко времени, когда уже создана вся классическая составляющая Великой
русской литературы - от <Бориса Годунова> до <Братьев Карамазовых>
включительно. Стало быть, ни Петруша Гринёв с Онегиным, ни Тарас Бульба с
Чичиковым, ни Обломов с праведниками Лескова, ни Раскольников с Алёшей
Карамазовым, ни Пьер Безухов с Платоном Каратаевым не выразили с
исчерпывающей полнотой русский культурно-исторический тип XIX века. Однако и
последующие: ни Анна Каренина (упаси Боже!), ни сёстры и чёрные монахи Чехова,
ни челкаши и климы самгины Горького, ни Григорий Мелехов, ни другие персонажи
Великой русской литературы ХХ века вплоть до Ивана Денисыча с Иваном
Африканычем не дали такого обобщающего образа русского человека, который был бы
сопоставим с Гамлетом или Фаустом (а именно этого ожидал Тургенев). И если время
от времени недобросовестные интерпретаторы (русофобы) и пытаются увидеть всех
русских обломовыми или же, напротив, капитанами тушиными (это уже героизаторы),
то всё равно - ничего кроме натяжки не выходит. Хотя
и безо всякой натяжки для всего мыслящего человечества уже давно очевидно, что
Достоевский и Толстой - поэты всемирно-исторические, стоящие в одном ряду с
Гомером, Гёте и Шекспиром. А вот гамлетов русских всё нет как нет! Здесь,
как мне кажется, происходит методологическая ошибка, и мы уже на протяжении
двух веков ищем чёрную кошку в тёмной комнате, смутно догадываясь, что её
вообще там нет. Дело
в том, что сам характер Русской цивилизации (православно-общинной, как мы
понимаем) в корне отличается от последовательной культурной преемственности
цивилизации Западноевропейской (в вульгаризированном виде - Североамериканской)
от Античности с её установкой на индивидуализм и, как следствие, героизм в
качестве высшего проявления индивидуализма. Так у них - от Троянской войны
сквозь века Римской истории вплоть до Наполеона и Ницше. Вглядимся же в наших героев (в военном, наиболее отчётливом смысле этого слова), что литературных, что исторических: Александр Невский (<Не в силе Бог, а в правде>), смиренный инок-богатырь Александр Пересвет, капитан Тушин и добродушный богатырь-инок Иван Флягин, флота Российского архистратиг святой праведный Феодор Ушаков, а также <тихие> герои Курочкина и других авторов фронтовой прозы, <тихий> герой Чеченской войны Женя Родионов и его прообраз у Проханова - рядовой Звонарёв, наконец! Даже
в формулировках Суворова (<Господу было угодно даровать русскому воинству
победу>) и такого сомнительного <героя> как Емельян Пугачёв (<Господу было
угодно покарать Россию чрез моё окаянство>) - совершенно отчётливое осознание
себя лишь орудием Божественной воли! То есть ничего <героического> в привычном
антично-возрожденческом (Гомер, Шекспир), прометеевско-люцеферианском (Гёте)
смысле этого слова. И это - у бунтовщика! Впрочем, важно тут - именно русского
бунтовщика Разумеется,
есть в русской классике яркие и убедительные (<сильные>) образы зла (зло всегда
более эффектно): от Печорина и Ставрогина до Вронского и булгаковского Воланда
включительно. За исключением последнего - это не всегда однозначное зло; с
метаниями, колебаниями. Но всегда - нерусскость, чужеродность в народном теле.
Следовательно, в качестве русского культурно-исторического типа выступать они
тоже не могут. И
здесь самое время вспомнить о <соборной личности>. В полном (и единственном)
смысле этого слова Соборной личностью может быть только весь Русский
народ, или (что то же самое) - вся полнота Русской Православной Церкви.
То
есть каждый человек, род, сословие, народность (малороссы, белороссы, чуваши,
мордва), разумеется, сохраняют свою индивидуальность, но в моменты трансисторические,
сверхвременные (Божественная Литургия, война, призвание на Царство) выступают в
качестве единой Соборной личности. Яркие примеры тому: призвание Рюрика и
Романовых; Отечественная и Великая Отечественная война; всенародное
прославление Серафима Саровского и Царственных Мучеников. И
необходимостью рассказать себе и миру о том, что является сущностью русского
культурно-исторического типа, о Соборной личности - не одном, пускай и
напомаженном лампадным маслом и умильно окающем мужичке, а обо всей полноте
русского народа (который без Ивана-то Карамазова неполный!) - и вызвана к жизни
Великая русская литература. А Русский народ - её главный и единственный, по
сути, герой. Не случайно и то, что на такие важнейшие события, как
Отечественная и Гражданская** война русская литература откликнулась именно
эпосом, где и кутузовы, и каледины (но не только они!) абсолютно равны десяткам
и сотням других равнозначных персонажей; в ситуации, когда
создаётся портрет Соборной личности Русского народа в переломные моменты его
существования. Следовательно,
все надежды Тургенева, а вслед за ним и целой армии <спецьялистов> на появление
русских гамлетов и фаустов оказались тщетными. Тем не менее, Великая русская
литература создала и представила миру уникальный русский культурно-исторический
тип - Соборную личность Русского народа. Однако, на мой взгляд, о полноте
картины говорить ещё рано, так как и о соборной полноте Русского народа в
условиях многовекового культурного и религиозного раскола, оглушительного
атеизма и вещизма последних десятилетий - говорить тоже не приходится. Поэтому
краски на портрете Соборной личности Русского народа, начатом рукою Пушкина и
Гоголя, прописанном в глубину Достоевским и Толстым, насыщенном тонами и
полутонами русской литературы ХХ века - ещё не просохли, черты лица ещё не
застыли. А это значит, что у будущей (и настоящей) русской литературы, точно
также как и русской истории, есть совершенно чёткие и неотменимые обязательства
перед её великим прошлым: закончить соборный портрет Русского народа и привести
его к окончательной, вневременной уже ясности. *
Так у Тургенева ** Мне могут
возразить, что же это за проявление соборности - братоубийственная Гражданская
война? Однако стоит вспомнить, как соборно призывался (от всех сословий) на Царство
Михаил Фёдорович Романов <и всё его потомство на веки вечные> и как соборно же (спустя триста лет) Русский
народ (купечество, офицерский корпус, крестьянство, не говоря уже об
интеллигенции) отрёкся от последнего Царя, высылая ему депутацию Госдумы, а
также телеграммы командующих фронтами с просьбой об отречении. Соборным (т. е.
всенародным), как это не горько, может быть не только подвиг, но и грех. И он
ждёт такого же - соборного - покаяния.
|
|||||||||||||||||||||||||
25.07.2005 |
|
|||||||||||||||||||||||||
14.02.2005 |
|
|||||||||||||||||||||||||
27.01.2005 |
|
|||||||||||||||||||||||||
28.10.2004 |
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"