06.09.2007 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
19.06.2007 |
Слишком познер или слишком ранер
|
||||||||||||||||||||||||||||||
27.02.2007 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
06.02.2007 |
Прекрасное должно быть величаво
|
||||||||||||||||||||||||||||||
02.02.2007 |
НОРВЕЖСКИЙ ВЛЕЗ Двумя руками за Мураками? В конце 2006 года
в <Литературке> промелькнуло коротенькое сообщение: <Минувшим мартом
международное литературное жюри выдвинуло кандидатуру японского писателя Харуки
Мураками на получение премии имени Франца Кафки. Награждение прошло в Праге,
где Мураками вручили статуэтку Кафки и чек на 10 тысяч долларов. Напомним, что
дебют Харуки Мураками в литературе состоялся в 1987 году. Его первый роман
назывался <Норвежский лес>. Из этого следовало, что международное интеллектуальное сообщество двумя руками голосует за нового <великого японца> Харуки Мураками. Поспешил приобщиться и я Японская порнопись и щёлкография Первым на пути к
открытию <новых психологических граней человеческой личности> шумел суровый
<Норвежский лес>. Размерами (едва ли не 1/2 <Войны и мира>) заметно
превосходя одноимённую песенку <Битлз>,
давшую название роману, сей печатный лес не поражал, однако, ни зарослями
коллизий, ни величием характеров, ни хотя бы даже обилием персонажей. Больше того, я
никак не мог избавиться от ощущения, что всё это не художественный вымысел, а
подробные титры какого-либо четырёхчасового украинского порнофильма. Или
распечатка диалогов из реалити-шоу типа <За стеклом> или <Дом-2>. Без купюр. С
малолетними пациентами клиник доктора Фрейда в качестве <действующих лиц>. (Кстати, ощущение
не обмануло - и свой последний по времени литературный опус <Подземка> (ещё
более непролазный по количеству страниц) Мураками уже снабдил пояснением, что
слеплено всё это из многочасовых интервью с жертвами терракта в токийском
метро.) Жизнь, подсмотренная в щёлку. Точнее -
пересказанная и записанная в щёлку. Да и не жизнь вовсе. Ощущение даже не
стыда, а какой-то необоримой, уже воистину апокалиптической усталости. Дочитывал
через силу, как обвинительный документ общечеловеческого Нюрнберга. Трудно остаться на
грани фола, говоря о печатной порнографии. Тем не менее, попробую. Собственно,
весь <Норвежский лес> сводиться к одной проблеме: влез, не влез? Она преследует
заблудивших во <Норвежском лесу> подростков обоего пола с японскими именами.
Доводит до самоубийств и психиатрических клиник. С помощью печатного станка
плодит новые поколения юных невротиков - жертв <сексуальной революции>. Чтобы
не быть голословным, процитирую (с
созвучными оригиналу эвфемизмами): <Наоко сжимала мой отвердевший теннис.
Её ангина стала горячей и влажной и требовала меня. Когда я вошёл в
Наоко, ей стало очень больно > И далее на
протяжении без малого пятисот страниц текста - целый лес <отвердевших теннисов>
(вариант <больших и толстых>) с зарослями <горячих и влажных ангин
(вариант <сухих>). С крайним содомским разнообразием ландшафта (есть просеки
для поклонниц группы <Тату>, и полянки для одиноких извращенцев). Единственный
приличный персонаж романа (объект постоянных шуточек и анекдотов) получает от
<продвинутых> сотоварищей кличку <Штурмовик> (он же <Наци>) всего лишь за
ежеутреннее деланье зарядки, чистоплотность да за то, что не украшает своей
комнаты плакатами с голыми девицами. В общем, <он просто был чересчур серьёзен:
третий сын в совсем небогатой семье > И, в конце концов, бесследно <съехал> со
страниц романа, охваченного троцкистско-фрейдистским безумием <студенческих
волнений> 60-х годов ХХ века. Вернее, их карикатурным эхом в Японии. Лолита для завлита И если
<художественные> и <филологические> достоинства прозы Мураками можно оставить
на совести специалистов по японской литературе, то вот порнографической
составляющей (и наполняющей) того же <Норвежского леса> впору заняться прокуратуре.
Потому что всё, подпадающее под определение <порнографии>, здесь налицо:
<описание половых органов> и многочисленных <половых актов>, в том числе - с
участием <малолетних> и <в особо извращённой форме>. К литературе
медицинского и научно-просветительского характера книжные изделия прошлогоднего
лауреата премии им. Кафки отнести никак нельзя. Ограничений по возрасту и
распространению (только в специализированных магазинах) на его изделиях - тоже
не имеется. Следовательно Где вы, <Идущие
вместе>? Рядом с миллионными тиражами Мураками Сорокин отдыхает. Что ещё сказать?
Жалко Японию, японцев (нация вымирает и стареет пугающими темпами), и всех нас.
Появление, а больше того популярность (<свыше двух миллионов копий>) такой
книги в здоровом арабском, китайском или индийском мире - немыслимы. Русские народные кафки Знакомство с
<Подземкой> оставило не менее тягостные впечатления: трагического рассказа о
газовой атаке в токийском метро, осуществлённой адептами одно время популярной
(в том числе и в России) секты Аум Сенрикё, психологического самописца
локального конца света, да и просто журналистского расследования не получилось.
Серо, нудно, нескончаемо. Наверное, это может до какой-то степени разволновать
перед обедом престарелого и благополучного жителя провинции Киото, но русских -
после <Норд-Оста> и Беслана - вряд ли. И не по жестокосердию (плакали ж над
<любовными страданьями> миллионоликих Дон Диег из мексиканских сериалов,
забывая про выстрелы на собственных улицах и горящий Белый Дом). Просто даже на
фоне нынешней всепопирающей интернациональной серости массовой литературы, даже
на этом фоне <Подземка> - всего лишь бесконечный моток типографского шрифта,
лишенный сюжета, вкуса и запаха; перебродившая литературная брага, замешанная
на реальных страданиях и фантомных страхах жителей современного мегаполиса
(Токио), но так и не ставшая вином повествования в руках заокеанского винодела,
уже многие годы живущего не в Японии, вдали от её бед и болей. Поэтому каюсь,
приобщиться к международному интеллектуальному клубу почитателей Мураками не
получилось, новые горизонты, открытые современным американским писателем
японского происхождения, перед моим пытливым взором померкли, после чего не
оставалось уже ничего иного, как вздохнуть и уныло пойти читать какого-нибудь
Гоголя. Какого-нибудь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
24.01.2007 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
12.12.2006 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
21.11.2006 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
06.10.2006 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
25.06.2006 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
26.05.2006 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
16.05.2006 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
25.04.2006 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
29.03.2006 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
19.12.2005 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
08.08.2005 |
Тургенев: русский ответ откладывается...
|
||||||||||||||||||||||||||||||
25.07.2005 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
14.02.2005 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
27.01.2005 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
28.10.2004 |
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"