TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина

ЛИТЕРАТУРА И МЫ


14.02.2014
18:20

ИЗДАТЕЛИ-ЧИТАТЕЛИ-ИГРОКИ или КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

    Когда Советская власть пришла, ликвидировали безграмотность, а когда ушла √ вернули ее обратно. Народная мудрость Читать о том, как в 19 веке люди в драку . . .

02.02.2014
17:44

Что делать украинцам?

    Вопрос, который задал мне один из участников ДК по имени Дмитрий (фамилию он не назвал), должен быть обращен не мне √ человеку Украине, в общем-то, постороннему, . . .

24.01.2014
11:37

ОПОГОНЕННЫЕ (Размышления над книгой Валерия Казакова "Записки колониального чиновника")

    Преамбула Судьбе было угодно довольно часто подсовывать мне в качестве шапочных знакомцев офицеров с большими звездами на погонах, которые светили всегда даже . . .

13.01.2014
13:38

Уроки прозрения. Ослепший вуктыльский художник не отказался от своего призвания.

    Уроки прозрения / Ослепший вуктыльский художник не отказался от своего призвания Фото с сайта Газета-республика Как правило, человек, пока у него все . . .

13.01.2014
13:31

Уроки прозрения. Ослепший вуктыльский художник не отказался от своего призвания.

    Уроки прозрения / Ослепший вуктыльский художник не отказался от своего призвания Фото с сайта Газета-республика Как правило, человек, пока у него все . . .

23.12.2013
15:22

КАДРЫ РЕШИЛИ ВСЁ или И ВСЕ-ТАКИ ОПЯТЬ О РУССКОМ КРЕСТЬЯНСТВЕ

    Разговора в ╚Дискуссионном клубе╩ на архиважную для осознания сути славянской цивилизации тему так и не получилось. Интеллигенция 21 века оказалась слишком . . .

22.11.2013
10:33

Несколько слов о так называемой общинности русского крестьянства

    Для того, чтобы говорить о крестьянской общине, надо понять, что есть русский крестьянин и чем он отличен от земледельцев Европы. Манипулирование этими понятиями . . .

08.11.2013
16:00

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ

    Интервью для журнала ╚Наша молодежь╩ писателя В. Куклина Сказка √ ложь, Да в ней намек. Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Новый театральный сезон во . . .

08.11.2013
13:25

Галине Акбулатовой - критику современного театра

    Вы, Галина, очень талантливая и очень умная женщина. Но при вашей красоте это еще и ваш минус. Вам слишком легко удается сделать первый шаг, а потом, когда требуются . . .

08.11.2013
11:56

ОТВЕТ НА ВОЗРАЖЕНИЕ МП за номером 308875 в Дискуссионном Клубе "Русского переплёта"

    Признаюсь, поначалу разочаровал меня ваш ответ, дорогой М. П. Из пяти вопросов вы выбрали два, самых простых, перевернув сам смысл их и ответив сугубо по трафарету . . .

01.11.2013
19:01

ПРО СОЛЬ ЗЕМЛИ И ДРУГИЕ ЧУДЕСА ЗЕМЛИ РУССКОЙ

    (в продолжение перебранки о статье М. Горького ╚О русском крестьянстве╩) Заcкорузлым, то есть ставшим жестким от высохшего пота, грязи, то есть с точки зрения . . .

30.10.2013
20:14

М. Горький, Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин и другие┘

    Комментарий к статье М. Горького ╚О русском крестьянстве╩ и к отзывам на оную ╚Много ошибались и часто ошибались Маркс и Энгельс. Но такие ошибки гигантов . . .

21.10.2013
11:03

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СОКРЫВШЕМУСЯ ПОД НИКОМ М. П.

    Раз уж пошла такая пьянка, режь последний огурец! Народная мудрость Здравствуйте, дорогой товарищ М. П. Вы так легко и активно клюнули нанезамысловатую ложь и . . .

18.10.2013
17:09

НЕ ЛУЧШЕ ЛИ, КУМА, НА СЕБЯ ОБОРОТИТЬСЯ? Ответ даме, прячущейся под ником Лилии Соловьевой на сайте "Дискуссионный клуб"

    ═ Ох, Соловьева, Соловоева┘ Это ж надо столь ненавидеть меня , что даже потребовалось искать театр, звонить туда, чтобы доказать самой себе, что спектакля моего нет . . .

21.09.2013
16:05

В защиту ╚молоткастого, серпастого советского паспорта╩

    Немолод очень лад баллад Но ежели слова болят, И слова говорят о том, что болят, Молодеет и лад баллад. В. В. Маяковский Признаться, статья А. Глотова о Маяковском . . .

19.09.2013
14:57

О поруганном Маяковском замолвлю я слово

    ╚Через час отсюда в Чистый переулок Выйдет человеческий обрюзгший жир. А им открыл столько стихов шкатулок! Я √ бесценных слов мот и транжир╩. В. В. Маяковский . . .

17.09.2013
15:25

Несколько слов о союзах российских паразитов

    Так о чем базар? или Несколько слов о союзах российских паразитов Сразу скажу, что я - член нескольких творческих союзов России, Казахстана и Германии, потому . . .

12.07.2013
16:17

Заглянул пару раз на сайт ╚Дискуссионный клуб╩ - и ужаснулся.

    В мире мудрых мыслей Заглянул пару раз на сайт ╚Дискуссионный клуб╩ - и ужаснулся. Некогда интеллигентное сообщество превратилось в сборище пустомель, . . .

25.06.2013
19:31

Несколько коротких мыслей о Максиме Канторе

     

    ИМИТАТОР

    Несколько коротких мыслей о Максиме Канторе

     

    ╚Я не люблю, когда стреляют в спину,

    Но также против выстрела в упор╩

    В. Высоцкий

     

    В русском языке есть одно удивительное свойство: при одинаковом написании одних и тех же слов, но при изменении ударения, происходит абсолютное перевоплощение образа, выражаемого этим словом, и получение другого, носящего в себе скрытый сакральный смысл. Такого рода словесные перевертыши довольно часто интуитивно улавливаются из окружающей нас действительности сатириками и комедиографами, и порой даже уходят в народ, превращаясь в штампы сознания обыденных масс. Так, к примеру, регулярно, вот уже три сотни лет происходит со словом ╚писатель╩, обычно звучащим с ударением на букву ╚а╩, но довольно часто в обыденной жизни используемый для обозначения литераторов бездарных с ударением на букве ╚и╩. М. Кантор √ писатель с ударением на букву ╚а╩ бесспорный. На фоне моря разливанного книг современных литераторов, достойных лишь буквы ╚и╩, он стоит отдельной скалой, спокойной и непоколебимой в качестве литератора еврейской национальности вполне достойного зваться современным русским писателем.

    Если двадцатый век породил великих русских писателей из числа бывших жителей черты оседлости числом в несколько тысяч √ начиная от гениев Ю. Олеши и К. Чуковского, кончая пустомелями В. Трушкиным и М. Жванецким, то перестройка и массовый выезд евреев в Израиль выели из этого слоя российской интеллигенции бесспорных лидеров новых поколений русских писателей, превратив их в большей части в русофобов, а потому хоть и пишущих по-русски, но писателей не русских. Имя им √ легион.

    И, тем не менее, я не люблю произведений М. Кантора, и в качестве русского писателя 21 века не почитаю. Честно признаюсь, как раз за те качества его прозы, которые современная российская критика превозносит до небес, уравнивая его талант с писателями-классиками 19 и 20 века, совсем ему противоположными по ощущению окружающей их и нас жизни. К примеру, самый знаменитый роман его ╚Красный свет╩ критики оценивают, как ╚толстовский замах╩, сравнивают с ╚Хождением по мукам╩ А. Толстого, но ни автор, ни критики не дают себе отчета в том, что надо бы на примерах доказать этот постулат. Вот и попробуем обратить внимание на один из ляпов М. Кантора, который лично у меня вызывает отторжение этого автора, использующего сугубо валентинсорокинские методы осмысления описываемого им образа:

    ╚Холодный белый шарик, окруженный раскаленной коричневой массой, дрожал и таял. Твердый шарик мороженого терял очертания, растекался в лужицу, подобно войскам генерала Корнилова, окруженным в легендарном Ледяном походе красными полчищами. Подобно Белому движению, ванильный шарик держался до последнего, но стихия варварства одолевала героев! Адвокат Чичерин помогал шарику как мог: маленькой десертной ложечкой он отгонял шоколадную лаву от замороженного шарика, а тонкой вафелькой воздвиг своего рода плотину, дабы шоколадное нашествие разбивало о вафельку свои валы. Шоколадный мусс замедлил свой бег, и шарик мог передохнуть. Шансы у мороженого были ≈ адвокат принялся стремительно подъедать мусс с краев, чтобы хоть как то уравновесить силы. Шоколадное озеро мельчало, и шансы мороженого росли ≈ еще немного продержаться, и победа за нами! Так и былые союзники царской России (то бишь Антанта) посильно помогали Белому движению ≈ высаживали войска в Архангельске, посылали корабли к Одессе, пытались удержать войска дикарей. Так победим! Адвокат аккуратно орудовал ложечкой в шоколадном муссе, и враги редели╩.

    Не посчитайте меня ханжой, но гастрономические ассоциации при описании трагедии народа √ это вовсе не ╚толстовский замах╩. Это √ пошлость. То есть это √ то, что делает русскую литературу 21 века отличной от литературы 19 века в принципе. Свойство нашей классики, как верно отметил когда-то американец У. Фолкнер, заключается в гуманизме. То же самое говорил и Ф. Достоевский. Если же обобщить все наблюдения литераторов, анализирующих историю русской литературы, то можно придти к мысли, что настоящий русский писатель не может быть проститутом, а из этого отрывка ясно видно, что перед нами √ типичное произведение современной литературно-политической проституции. То есть перед нами √ если так можно выразиться, откровенно белогвардейская листовка, выраженная витиеватым полуэзоповским слогом, не имеющим ничего общего с мятущимися исканиями личности, типичными для русской литературы, характерными и для Л. Толстого, и для А. Толстого.

    Но уравнивание имен великих русских писателей с современными русскоязычными литераторами еврейского происхождения стало модным в современной русской критике. Это очень упрощает работу нынешних литературных аналитиков: ляпнул кто-то, что В. Гроссман √ это современный Лев Толстой, - и пошла эта мысль по устам лиц, не задумывающихся о том, чем же велик Лев Толстой сам по себе, а чем интересен для читателя В. Гроссман. А ведь отличие их более кардинально, чем весьма условная схожесть. В. Гроссман пишет о Великой Отечественной войне, как о трагедии не советских народов, а только еврейского народа, а для Л. Толстого Отечественная война 1812 года √ трагедия народов России. У В. Гроссмана нет взгляда советского патриота, а Л. Толстой √ патриот России. Роман Л. Толстого полон философских мыслей и глубоких размышлений о судьбах наций и стран, о Боге и о вере, а сознание В. Гроссмана не достигает высоких сфер.

    То же самое можно сказать и о М. Канторе, выдвигаемом нынешней мировой закулисой на освободившееся после смерти В. Аксенова место назначенного классика современной русской литературы. Только если Аксенов при всей проституции его романов последних тридцати лет оставался мастером художественно звучащего русского языка, виртуозно владеющим техникой письма, легко порождающим новые сочные метафоры и сравнения, если В. Гроссман при всей его склочной заданности тем старался самостоятельно разобраться в ряде им же самим поставленных вопросов, не обращая внимания на окружающую его советскую и американско-израильскую пропаганды, то М. Кантор при написании своих текстов опирается на сугубо новорусские шаблоны сознания власть имущих, а потому инстинктивно в стилистике использует словесные штампы, типичные для новорусской политической журналистики и фразеологизмы нового времени даже при написании событий столетней давности. Нынешние же горе-критики таких ляпов просто не замечают в силу привычки мыслить точно по таким же убогим шаблонам: злокозненных большевиков╩,красными полчищами╩, ╚стихия варварства╩, ╚растворились в среде дикарей, постепенно смешались с толпой, образовали вместе с ней единую субстанцию ≈ советский народ╩, ╚дикий, как Первая конная╩, ╚белые герои ≈ те, что не успели на пароходы в Севастополе, ≈ растворились в среде дикарей╩, ╚интеллигенция, не сумев встать между восставшей стихией и культурным ядром, превратилась в жалкую слякоть╩, ╚оттолкнуть от себя Россию с ее гнилой историей!╩.

    И это √ еще далеко не все подобные сугубо плакатные словесные штампы в тексте одного-единственного абзаца романа ╚Красный свет╩, попавшего в лонг-листы ╚Большой Кнгиги╩ и ╚Национального бестселлера╩. Обращает на себя внимание постоянное использование автором для обозначения своих идеологических противников слово ╚дикий╩ во всевозможных модификациях. Даже признанный всем миром за гения высокообразованный дипломат Чичерин называется М. Кантором диким. Тавтология √ это норма языка Кантора, потому он и ляпает такого рода заявления совершенно не к месту, как в этом случае, так и во многих других.

    Продолжая разбирать один только этот абзац, можно вполне четко обозначить и прочие огрехи всей этой книги, состоящей исключительно из такого качества абзацев. Во-первых, отметим, что ни один из двух Толстых и К. Симонов, с которым сравнивают М. Кантора критики, не позволил бы себе заявить, что Россия имела гнилую историю. Не только потому, что для сознания русского народа и сугубо русских писателей это √ моветон, но и потому, что в принципе не бывает народов и стран с гнилой историей, как и не бывает ╚реверанса для рояля╩. Гнилой может быть душа литератора-проститута, совесть его, гнилым может быть болото, яблоко, о человеке подлом говорят порой, что он гнилой, то есть слово ╚гнить╩ может быть применено к предмету одушевленному или нет. Но ни в коем случае √ ни к периоду времени и тем паче к имеющемуся в подтексте намеку на недоброкачественное состояние отдельно взятого народа √ в данном случае русского. Также и Первая Конная не была ╚дикой╩. Это было высокоорганизованное мобильное воинское соединение, прообраз будущих танковых армий √ единственное изобретение в 20 веке в области ╚науки побеждать╩. Так утверждают военные ученые во всех военных академиях мира. ╚Белые герои╩, которые ╚не успели сесть на пароходы в Севастополе╩ любимым М. Кантором ученым Бахтиным назвались бы персонажами комическими. Он бы обязательно сравнил их с Ахиллесом, якобы сбежавшим с поединка в Элладу, а то и с шекспировским Фальстафом. Ибо настоящие герои, согласно концепции Аристотеля, должны либо победить, либо погибнуть. Спасаются на отходящих кораблях вовсе не герои.

    Ну, и, наконец, насчет предательства Антанты┘ Это уж полный бред. Белая армия воевала за счет иностранных государств с Красной армией до тех пор, пока экономика интервентов, подорванная Первой мировой войной, была в состоянии кормить и вооружать всю эту свору рвущихся к власти в России колаброционистов, согласных в случае победы над большевиками отдать своим заокеанским спонсорам национальные богатства и разорванные части территории страны. Разве может спонсор-ростовщик предать своего должника? Долги России Ротшильду, отказанные Чичериным на Генуэзской конференции, Ельцин и Путин все-таки выплатили до копеечки. То есть расчет за интервенцию 1918-1920-х годов был Россией все-таки произведен. Ценой миллионов жизней, потерянных Россией и странами СНГ в перестройку и после нее. А это означает, что ╚белые герои╩ даже бежали зря.

    Замечательно, что и в литературоведении Кантор остался верен себе. Я имею ввиду его статью ╚Тень культуры╩, смысл которой сводится к бесчисленному упоминанию имени Бахтина, сумевшего ╚разложить алгеброй гармонию╩, а потому убить смех. При чтении статьи видно, как, изначально попытавшись понять причину вырождения юмора в современной русской литературе, он легко перешел на перепевы нудных и однообразных мыслей Бахтина о причинах тяги человека к смеху, и совсем забыл, зачем собственно он сел писать этот материал. Штампы слов и штампы мыслей создали видимость научного осмысления причины появления в дыхательных путях человека серии мимолетных спазмов дыхания с напряжением голосовых связок при чтении художественных произведений или при слушании выступлений актеров-речевиков со сцены по текстам членов Союза литераторов Москвы.

    Сам автор статьи, судя по всему, как и Бахтин, так и не понял, почему людям смешно лет 20 подряд слушать было уродливую речь полупарализоваанного генсека и отчего вечно смеются люди над красным носом и большими ботинками рыжего клоуна. Создается впечатление, что оба они и над анекдотами о Сарре и Абраме не смеялись ни разу. Статья настолько нудная и зряшно глубокомысленная, что при чтении вызывает желание посмеяться и поиздеваться над автором. Но вдруг понимаешь, что автор ее искренне уверен в своей гениальности и своем величии √ а это уже диагноз. Болезнь неизлечима. Она типична для детенышей знаменитостей, а потому смеяться над ними грешно, им надо лишь сочувствовать.

    Хотя бы потому, что автор пишет о том, чего не знает. Если он когда-то и читал Рабле, о котором рассуждает, то на самом деле лишь в переводе на русский язык и в издании адаптированном для детей младшего возраста с иллюстрациями Г. Доре. Более несмешной в 21 веке книги трудно себе представить. Но во Франции на старофранцузском языке, которого почти никто не знает, полное издание книги ╚Гаргантюа и Пантагрюэль╩ почитается вершиной юмора √ потому и М. Кантор тоже считает ее смешной. А вот почему смешно читать Ильфа и Петрова, он не знает. И старается не задумываться над этим. Почему смешно при просмотре фильма ╚Ширли-Мырли╩, он не ответит. Почему многие места комедий В. Шекспира нас не смешат, а когда-то целые театры валились на пол от хохота, он не ответит. Но М. Кантор твердо знает, что он √ очередной Толстой, что Бахтин прав только потому, что он Бахтин, а Рабле смешон потому, что он признан Бахтиным смешным. И на основании этих схоластических ╚знаний╩ он заявляет:

    Ковырнул вафельку предательницу, но раскисшая вафелька была недостойна его внимания ≈ так вот и интеллигенция, не сумев встать между восставшей стихией и культурным ядром, превратилась в жалкую слякоть╩.

    И люди верят М. Кантору. Как же: папа у него философ, в гостях у него были знаменитости, картины его кисти покупают галереи┘

    А я не верю. Мне кажется, что все, что ныне написано потенциально хорошим писателем М. Кантором √ это имитация литературы. И беда наша в том состоит, что потенциала в нашей литературе много, а настоящей русской литературы почти не осталось, пИсателей много, а писАтелей единицы.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
307043  2013-06-25 19:42:05
ВМ /avtori/lipunov.html
- В основном не согласен с этой заметкой.

Да, отрывок как бы это выразится помягче не "вкусный". Но всё-таки надо прочесть всю книгу.

Что же касается остального...

Причём тут национальность? Причём тут ваше отношение к красным/белым? Вы вообще о чём? О литературе? О политике? О философии? А почему не о живописи?

Валерий Васильевич, вы в своём большевистском угаре столько раз ребёнка вместе с водой выбросили, остановитесь.

Нельзя же так всё путать. У Кантора и без вас оппонентов хватает. Как говориться, сбереги Господь от таких друзей, а с врагами мы и сами разберёмся.

307044  2013-06-25 20:15:04
Сергей Магомет http://sergeymagomet.ru/index/privivka_ot_beshenstva/0-8
- как бы распутывая, еще больше всё не запутать...

╚Однако всё-таки неимоверно трудно, труднее всего, говорить, обсуждать именно эти вещи - самые любимые имена, зачастую трагичные судьбы! Ведь и до сего дня льют на них потоки такой грязи и лжи, что оторопь берет. Что же, неужели и я присоединю голос к похабному хору?.. Но, с другой стороны, как много примеров, когда губили-душили художника, иезуитски: обволакивали коконом лести, отрезали от зрителя-читателя, останавливали в развитии, мумифицировали еще живого! Даже и после его смерти, держали его идеи под спудом, фальсифицировали рукописи, заваливали подходы к его творчеству грудами идиотских диссертаций, интерпретаций, комментариев. Какой жуткий, дикий карнавал масок: тут и продолжатели дела, и ученики-соратники, и собутыльники-соавторы, и наследники идей, и жены-хранительницы, и музы-любовницы Мне решать, мне самому отвечать.



У Прп. Игнатия Авва Аммон пришел к Авве Сысою: "Когда читаю книги, хочу замечать мудрые изречения, чтоб иметь их в памяти на случай нужды." Старец отвечал: "Это не нужно! Нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты, положившись на Бога". Ну, значит, надобно потрудиться, чтобы стяжать╩.

307046  2013-06-25 21:33:22
Алла Попова /avtori/popova.html
- Несмотря на несерьёзность названия и некоторую свойственную Валерию Васильевичу сбивчивость и противоречивость изложения, мне в целом эта статья и позиция автора понятна.
Я поддерживаю отрезвляющий взгляд автора статьи на литературное творчество Максима Кантора.

307047  2013-06-25 21:39:57
Алла Попова /avtori/popova.html
- ВМ = Да, отрывок как бы это выразится помягче не "вкусный". Но всё-таки надо прочесть всю книгу.

Да нет уж, вот с этим не согласна. Если отрывок "невкусный", то книгу уже можно не читать.

307049  2013-06-25 22:49:18
МВ
- согласен, тогда Вас вообще можно не читать )))

307051  2013-06-26 00:19:08
соловьева лилия
- Был , был Кантор в "Снобе" , а теперь кликнула, а страница удалена пишут !!

307059  2013-06-26 10:20:15
Счастливчик Л. Б.
- А я согласен с В.В. и с А. П. Абзац это капля в океане. Для анализа состава воды и качества литературного произведения они вполне достаточны. Возмущение В. М.- а объяснимо, но не аргументировано. Отрывок посвящен противостоянию красных и белых, поэтому не надо спрашивать, при чем тут это. ╚Национальный состав литературной элиты в государстве показатель уровня культуры составляющих это государство наций╩ (И. Сталин). Дикие орды запустили первый космический спутник Земли, первого человека в космос и первую атомную электростанцию, разбили Гитлера, ликвидировали в стране безработицу и черту оседлости. Белые герои за один прошлый год совершили семь неудачных запусков космических кораблей, разворовали всю общенародную собственность, сдались без боя США, не сдали за двадцать пять лет в эксплуатацию ни одной атомной электростанции, лишили миллионы людей работы и средств к существованию, а потомок получивших от большевиков свободу иудейских певчих обливает их за это грязью растаявшего мороженного. Для сведения даже в историко-кулинарном аспекте этот отрывок фальшивый. Во времена Генуэзской конференции не было еще двухцветного мороженого. Для этого надо иметь химические наполнители, а в те времена продукты питания были еще натуральными. Мне об этом сказал сам В.В. У него родился внук и ему не до споров сейчас.

307061  2013-06-26 13:11:36
Л.Лисинкер
- О Правде и Красоте.

Всё-таки, вспоминая Демокрита, кот. из Греции, надо бы спорить о Правде и Красоте. А не погружаться в "короткие мысли о Канторе".

Вот умные люди в Питер приглашают 28-го июня:

--

... кафедра международных отношений Санкт-Петербургского политехнического государственного университета (http://mo.imop-spbspu.ru/ ) организуют встречу с проф. Политехнической Школы университета Демокрита во Фракии (Греция)

ГЕОРГИОСОМ ПАВЛОСОМ.

Тема лекции ╚Правда и Красота, пути объединения в науке, философии и культуры: опасности и провокации 21-го века╩.

--

Университет Демокрита в Греции. Пути объединения в науке, философии и культуры. Опасности 21-го века и т.д. А что в коротких мыслях? А вот что:

а) красные - белые б) во всём виноваты евреи и т.п.

Перестанем мыслить коротко. А спорить будем исключительно о Правде и Красоте.

307078  2013-06-28 16:10:38
Воложин
- ╚для Л. Толстого Отечественная война 1812 года трагедия народов России╩.

Речь, понимать надо, о ╚Войне и мире╩.

Так вот не так! Согласно ╚закону Выготского╩ о нецитируемости художественного смысла, если произведение буквами об Отечественной войне 1812 года, то написал его автор не затем.

Толстого после поражения России в Крымской войне озарило, как быть с отсталостью России. Надо, мол, передовым дворянам не делать ошибки декабристов насчёт безнародной революции, а выразить интерес народа, став тем самым во главе его. И всё! Ибо историю всегда делает первочеловечество, то есть крестьяне. Как и было в Отечественную войну. Для этого надо на всё-всё взглянуть глазами этого первочеловечества, выходящего на арену истории, то есть, не признавая и не принимая прежних определений и обозначений, нуждаясь прежде всего в том, чтобы увидеть всё, как есть, во всей конкретности и многообразии.

От такого взгляда описание увиденного стало таким свежим и стереоскопическим, что мир ахнул и назвал русскую литературу величайшей.

Толстой хотел не прошлое описать, а намекнуть, как сделать будущее.

307079  2013-06-28 16:51:05
sweetheart
- Да и не так уж далеко спрятана эта идея Толстого - вспомнить хоть Платона Каратаева.

307081  2013-06-28 17:21:41
Воложин
- sweetheart-у и Алле Поповой

Нет. Это вас, sweetheart, тянет на облегчённый путь ╚понимания╩ ╚в лоб╩. Вы просто не освоили ╚закон Выготского╩.

Мир ахнул, например, на деепричастные обороты: один деепричастный оборот дает ремарку внешнюю, указывает на сопровождающий слово жест, мимику, позу, а второй - ремарку психологическую, указывает на сопровождающие слово чувства, мысли, ощущения, воспоминания и т. п. Да, да - широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что-то о князе Андрее... и перед вами ЖИВОЕ!

А как такой способ писания получился? От воли на всё-всё посмотреть так, чтоб увидеть доподлинно. Это взгляд крестьянина, выходящего на арену истории. Всё внове.

Я просто своими словами изложил слова Ленина о Толстом.

Алле Поповой адресуюсь потому, что она Ленина, похоже, ненавидит.

307083  2013-06-28 20:32:06
Счастливчик Л. Б.
- Соломон, вы ╚Власть тьмы╩ если не читали, то хотя бы смотрели? Вот вам Толстой и его взгляд на русское крестьянство. Восстание Таллера в Англии было за 600 лет до Толстого и оно, если мне память не изменяет, было первым крестьянским. При Толстом крестьянство уже сходило с арены истории, а не восходило. А сейчас и совсем исчезло. Сельхозработник и фермер это уже не крестьянин. И тем более не российский крестьянин. Основа крестьянства российского общинное владение землей, водоисточниками и недрами. Или колхозное. Сейчас общин и колхозов нет. Потому и крестьян нет. Есть рабы и рабовладельцы. Толстой о таком повороте и помыслить не мог. И ╚Войну и мир╩ обязательно прочитайте. Я ее преподавал в девятых классах десятки раз. Это роман именно про войну 1812 года и предшествовавшие ей события, про никчемных людей, доведших страну до позора Тильзитского мира. Про удобренные русскими крестьянскими телами поля Европы. А Платон Каратаев это так проходящий персонаж. Россия всегда славилась блаженными дурачками.

307089  2013-06-29 10:36:35
Воложин
- Счастливчику.

Просто руки опускаются Не знаю, с чего начать, так вы всё Лучше не договаривать.

Самое-самое это что вы отсутствием сейчас крестьян аргументируете отсутствие выхода их на историческую арену России перед освобождением их в России от крепостного права.

Другая ошибка, что вы к истории России подключили историю Англии.

Есть ещё одно недоразумение посложнее. Великая Французская революция побудила к выходу на историческую арену масс. Именно их пробудившейся энергией движим был Наполеон. Но. Он своим вторжением пробудил русский народ: армии стали очень большими, а в России это были крестьяне. Тут и происходит перескок смысла: с крестьян на народ. Народ-крестьяне после войны опять впал в спячку. А к 60-м годам она кончалась. Не то, чтоб от воспоминания о нашествии. Но началось Понимаете? Это воля Толстого была связать то, 12-го года, пробуждение с новым.

Особо стоит привлечение ╚Власть тьмы╩. Для вас не существует того соображения, что писалась она через четверть века после ╚Войны и мира╩, что Толстой изменился, что у него был кризис, в том числе и литературный.- Ну разве что надо растекаться мыслью по древу. Или ещё хуже: абы возражать.

Ещё интересен аргумент: ╚Я её [Войну и мир] преподавал в девятых классах десятки раз╩. А я от такого, наверно, преподавания вышел из школы с ненавистью к литературе. Её мне потом объяснила книга великого методиста преподавания и крупнейшего литературоведа Гуковского ╚Изучение литературного произведения в школе╩ (1966). Если вы из тех, против кого она написана, тогда всё понятно.

И потом мне нравится эта велеречивость: ╚И ╚Войну и мир╩ обязательно прочитайте╩. А то я её не читал? В свою очередь порекомендую вам прочесть упомянутую книгу Гуковского, а также Выготского ╚Психологию искусства╩. Вот вы-то это чувствуется точно их не читали.

Увы, опять переход на личность. Но не я ж начал. Согласен не продолжить в этом духе, если и вы не продолжите.

307093  2013-06-29 14:14:46
Счастливчик Л. Б.
- Соломону

╚Мы все учились понемногу╩. И Гуковского ╚проходили╩. Но ╚Война и мир╩ - это все-таки роман не о крестьянах и не для крестьян. Вы все-таки прочитайте книгу. Уверен, вам понравится.

307094  2013-06-29 14:30:02
Счастливчик Л. Б.
- Приведите примеры выхода крестьянства русского на историческую арену. Нет таких. Учтите, солдат не крестьянин. Солдат времени Льва Толстого стрелял в крестьян, вешал крестьян, объедал крестьян, насиловал крестьянок. Генерал Иванов-вешатель в 1905 году казнил более десяти тысяч крестьян официально. А сам вышел из крепостных. На ╚историческую арену╩. Советую прочитать статью Льва Николаевича ╚Не могу молчать╩, статью В. Ленина ╚Лев Толстой, как зеркало русской революции╩, чтобы понять, что вы пишете вздор.

307096  2013-06-29 14:58:24
Воложин
- Счастливчику.

А кто сказал, что о крестьянах? - Способ вИденния крестьянский: всё внове. - Получилось до чрезвычайности живо. Что все оценили.

307098  2013-06-29 17:32:51
Алла Попова /avtori/popova.html
- Воложин = Алле Поповой адресуюсь потому, что она Ленина, похоже...

Соломон Исаакович, как Вас угораздило так всё перевернуть-то с точностью до наоборот. Вы ошиблись адресом. Обращайтесь с этим к ВМ.

Будьте впредь повнимательнее к тому, что люди пишут здесь.

307102  2013-06-29 18:20:34
Воложин
- Алла! Извините. Просто мельком увидел вашу реплику. Я и не подумал, что там, о чём вы, нагорожено.

308622  2013-10-01 08:12:06
Сергей Шрамко http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&refresh=1&cnf=12d4a0&url=http%3A%2F%2Fwww.proza.ru%2Favtor%2Fv1150094&msgid=13743966090000000502&x-email=mirasof%40mail.ru&js=1
- Все же мы обсуждаем не партийные взгляды и не национальные пристрастия автора. Для Литературы они не важны. Мы говорим об уровне писателя. Художник он или человек, готовый при случае живопись заменить творениями малярной щетки. У меня, как у редактора, сложилось мнение, что г-н Кантор принадлежит именно ко второму типу творцов. Многообещавший Робертино Лоретти потерял голос. И тут дело не в мелочности или огромном масштабе описываемого (или изображаемого). Автор часто торопится, жертвуя точностью в угоду объему сочинения. Хромает стиль. Нередки синтаксические ошибки. Все сказанное можно бы изложить в обстоятельном разборе, однако мне представляется, что это и так ясно каждому грамотному читателю. С уважением к участникам диалога.

13.06.2013
17:15

Мурловград и мурловчане

    Попытка осмысления единой структуры четырех разноплановых романов Виорэля Ломова Передо мной лежит прекрасно оформленный и напечатанный на . . .

1|2|3|4|5|6|7

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100