ЛИТЕРАТУРА И МЫ
ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина
14.02.2014 |
ИЗДАТЕЛИ-ЧИТАТЕЛИ-ИГРОКИ или КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
|
02.02.2014 |
|
24.01.2014 |
ОПОГОНЕННЫЕ (Размышления над книгой Валерия Казакова "Записки колониального чиновника")
|
13.01.2014 |
Уроки прозрения. Ослепший вуктыльский художник не отказался от своего призвания.
|
13.01.2014 |
Уроки прозрения. Ослепший вуктыльский художник не отказался от своего призвания. Уроки прозрения / Ослепший вуктыльский художник не отказался от своего призвания
Фото с сайта Газета-республика Как правило,
человек, пока у него все благополучно, не очень-то задумывается над тем, для
чего он живет. Обычно этот вечный вопрос начинает неумолимо требовать ответа в
дни тяжелых жизненных испытаний. Но даже в этом случае найти ответ на него
могут не все. Вуктыльский художник Владимир Вислоушкин √ один из немногих, кто
смог выдержать этот экзамен и не только не упал духом, но в роковом стечении
обстоятельств сумел увидеть высший смысл и отыскать новые жизненные цели. Свою
известную сегодня по всей республике авторскую методику экспресс-рисования он
разрабатывал, практически полностью лишившись зрения. Один процент Владимир
Иванович не только не сетует на судьбу, но и твердо уверен, что все происшедшее
с ним ╚было не случайно╩. Правда, осознание этого сформировалось нелегко и не
за один день, на это потребовались годы. В 1965 году Владимир Вислоушкин
закончил художественно-педагогическое училище в городе Фрунзе. Несколько лет
работал в Джамбуле художником-монументалистом. Занимался в основном очень
востребованной тогда росписью детских садов, школ, учреждений культуры. Эта
работа давала очень неплохие доходы, которые позволяли жить безбедно. На один глаз
Владимир Вислоушкин ослеп, еще будучи студентом. Однажды летом он работал в
геофизической экспедиции, где, не получив подробных инструкций, использовал
прибор радиоактивного излучения. Ничего не подозревая, в нарушение всех правил
техники безопасности он постоянно заглядывал в отверстие в приборе. Спустя
какое-то время после экспедиции ╚глаз начал блекнуть, а зрение падать╩. По
молодости и глупости Владимир поначалу не придал этому особого значения, а
когда наконец пошел к врачу, было уже поздно: вернуть зрение поврежденному глазу
не удалось. Тем не менее отказываться от работы художника Вислоушкин не стал,
ведь вторым глазом он видел хорошо. В начале 80-х по
приглашению сестры, которая работала тогда в вуктыльском райисполкоме, Владимир
Иванович приехал в этот далекий северный поселок. Какое-то время он и здесь
продолжал зарабатывать монументальной росписью. И все, казалось, складывалось
как нельзя лучше, а тут, по словам художника, ╚Господь возьми да и прегради
путь╩. В 1984 году Владимир Вислоушкин получил серьезную травму единственного
здорового глаза. ╚После перенесенной операции удалось восстановить 50 процентов
зрения, √ рассказывает Владимир Иванович. √ Это была великая радость, но потом
зрение опять село. Последующие операции уже не помогли╩. На данный момент
у художника сохранился всего один процент зрения. Как он признался мне, видеть
предметы целиком он не может, из-за постоянного дрожания в глазу изображение
дробится, и создать целое представление об объекте Владимир Иванович может
только умозрительно, сложив кусочки в единое целое. Тем не менее он уже
приспособился видеть мир таким неудобным образом. Более того, он по-прежнему
продолжает рисовать. А иногда на спор с близкими рисует даже вовсе вслепую, с
завязанными глазами. Когда
воспитывают дети Владимир
Иванович говорит, что все это были испытания на силу духа. В перипетиях его
жизни действительно невозможно не увидеть некую предопределенность. Вислоушкин
считает, что судьба подталкивала его к работе с детьми. Потеря зрения заставила
художника задуматься о том, куда приложить свои силы. √ Жить-то как-то
надо было, не сидеть же сложа руки, √ вспоминает Владимир Иванович. √
Волей-неволей пришлось идти работать в детский сад. Там как раз и пригодилась
моя авторская система, которую я продолжил развивать. Смена деятельности
была серьезной ломкой. Новая работа поначалу совсем не вдохновляла, учить азам
рисования малышей, не умеющих еще держать в руках карандаш, было скучно и
неинтересно. Художник признается, что предпочитал работать в основном с
любимчиками, в которых видел зачатки таланта. Но именно работа с малышами
помогла ему осмыслить тайну библейской заповеди ╚Будьте как дети╩. Дальнейший
опыт убедил, что, только отбросив взрослую важность и умалившись до ребенка,
можно понять огромную ответственность за вверенный тебе хрупкий и доверчивый
мир детства. А поскольку взрослый человек обычно добровольно на это не идет, то
для воспитания мудрости нет лучших учителей, чем так называемые трудные дети.
Своими выходками они любого взрослого заставят искать альтернативные варианты
поведения. Был среди
воспитанников Владимира Вислоушкина один мальчик, который не давал ему спокойно
работать: усидеть за мольбертом не мог, все время бегал по кабинету, мешал
рисовать другим детям. Работа в присутствии этого сорванца стоила учителю
многих нервов. Одергивания и урезонивания никакого толку не давали. Как-то раз
Владимир Иванович почти насильно усадил мальчишку рядом с собой и начал с ним
рисовать. Увлечь ребенка было не так-то просто, он так и норовил вырваться и
пуститься наутек. √ Я чувствую,
что он старается выскользнуть, где-то прижму его покрепче, где-то похвалю, и он
вдруг вдохновился и вместе со мной начал рисовать, √ рассказывает Владимир
Иванович. √ Я стал наблюдать за тем, что ему нравится, чаще его хвалить,
старался направить его энергию в нужное русло, и в конце концов его уже
невозможно было оттащить от мольберта. Вот тогда я смог оценить воспитательную
роль работы в соавторстве ребенка и взрослого и загорелся идеей разработать
пособие для семейного творчества. Эта идея окрепла
и получила свое развитие после того, как Владимир Вислоушкин открыл в своем
городе студию рисования для взрослых ╚Адонис╩. Студию посещали человек
тридцать, многие приходили на занятия с детьми, и чтобы дети не скучали, им
тоже давалось творческое задание. Не так давно Владимир Вислоушкин закончил и
при финансовой поддержке местной администрации издал пока пробным тиражом 12
пособий для семейного рисования. Эволюция рисунка Метод
экспресс-рисования по Вислоушкину совсем не сложен. Сначала ученику
предлагается нарисовать контур какого-нибудь предмета. Например, бабочки. Как
правило, опыт показывает, что справляются с таким простым заданием далеко не
все. А причина проста: дети, да и взрослые не привыкли наблюдать. Поэтому в
большинстве случаев даже пожилые рисуют так, как их когда-то в садике научили.
Они вроде и видели бабочек, а вот какие они, толком вспомнить не могут. Поэтому первый
урок рисования какого-нибудь предмета называется у Вислоушкина уроком
прозрения. Эти уроки позволяют в течение занятия изучить и прочувствовать
образ: вот он в начале урока и вот √ в конце. После пробного рисунка учитель
предлагает вслед за ним в определенной последовательности нарисовать сначала
небольшой треугольник, потом прямоугольник, затем какие-то кружочки сверху и
сбоку. Потом это все заштриховывается самыми разными штрихами. В результате
получается черный силуэт бабочки. Этот метод Вислоушкин называет методом
пятнографии. Но поскольку сделать бабочку совершенно симметричной почти ни у
кого не получается, дальше работа продолжается на специальном столе с нижней
подсветкой. Силуэт сгибается пополам и переносится на чистый лист.
Владимир
Иванович показывает мне планшеты с работами своих взрослых и маленьких
учеников. На них видна эволюция рисунка одного и того же человека на одном
занятии. По словам художника, несмотря на то что все работают под его
руководством, однако рисуют одно и то же по-разному. Первые же уроки позволяют
учителю определить характер творческого направления: кто-то больше тяготеет к
декоративному рисованию, кто-то к реализму. ╚У нас
беспокоятся, как воспитывать, чтобы ребенок вырос добрым и гармоничным
человеком, √ рассуждает художник. √ Да надо просто с раннего детства развивать
в нем творческое начало╩. В подтверждение своей теории он приводит опыт Японии,
где на протяжении всего школьного курса в программу включены ╚уроки любования╩,
и даже старшеклассники занимаются рисованием по шесть часов в неделю. У нас
даже самые лучшие педагоги могут назвать от силы 39 цветов, а японский
выпускник школы различает 400 цветов. Мало того, они еще и умеют ими
пользоваться и знают, какое воздействие на психику оказывает то или иное
цветовое сочетание. Владимир Иванович утверждает, что японцы потому и достигли
таких высот в развитии экономики и промышленности, что рисование и танцы
развивают одновременно оба полушария мозга. Именно поэтому у них совершенно
иное чувствование мира. ╚В Японии ведь даже заводы красивые √ говорит он. √ Я
видел на специальных выставках, какие у них экстерьеры промышленных
предприятий. А у нас ведь что ни завод, то крематорий √ по виду, по форме, по
цвету┘╩ Пути Господни Убеждения
Вислоушкина уже не раз подтверждались его повзрослевшими учениками из числа
трудных подростков, которые признавались своему учителю в том, что, если бы не
занятия в изостудии, они бы ╚либо спились, либо сели в тюрьму╩. Чтобы хоть
как-то поощрять своих учеников и поддерживать в них интерес к рисованию,
художник уже много лет практикует на своих занятиях систему грантов. За особо
удачные рисунки его ученики получают небольшие денежные призы √ от 5 до 30
рублей, в зависимости от сложности работы и возраста. Гранты учитель
выплачивает из своего кармана. В 90-е годы под его началом на Вуктыле был
создан детский фонд творчества ╚Группа 13╩. Ученики-старшеклассники Вислоушкина
сами зарабатывали деньги, проводя занятия с детьми газовиков, устраивали
аукционы и выставки детских работ. Со временем повзрослевшие ребята уехали
учиться в другие города, да там и остались. √ Меня иногда
упрекают в том, что я могу испортить детей деньгами, √ говорит он. √ Но должен
же у ребенка быть какой-то стимул, к тому же любой труд должен как-то
оплачиваться. Это может быть похвала учителя, признание на каком-нибудь
конкурсе, денежная или другая награда. Разве могут испортить человека честно
заработанные деньги? Я помню, как сам в детстве целое лето зарабатывал у отца
на велосипед работой на огороде. Зато какой радостью был для меня этот
заработанный своим трудом велик. И главное, я его очень берег... Два года назад
центр изобразительного творчества Владимира Вислоушкина вошел в состав
муниципального центра внешкольной работы. Владимиру Ивановичу предложили вести
воскресную художественную школу при местном храме. Как он сам признается,
первое время приходилось таскать себя за шкирку √ настолько тяжела и непривычна
была атмосфера церкви. Тем не менее художник настойчиво и терпеливо начал учить
наизусть обязательные для ежедневного прочтения православные молитвы: хотелось
все-таки понять, что это за иной, неведомый ему мир. Книги Владимир Иванович
читать уже не может, поэтому слушает их в записи. В основном предпочитает
поучения отцов церкви. Именно магнитофонные записи проповедей известного
священника Антония Сурожского тронули его сердце и заставили по-новому
задуматься о жизни. ╚Я понял свою немощь и наивность своих претензий к жизни
перед величием Божьего замысла о человеке, √ говорит Вислоушкин. √ Именно в
свете этого замысла и раскрылся мне смысл моей жизни╩. Галина ГАЕВА. Фото автора.
|
23.12.2013 |
КАДРЫ РЕШИЛИ ВСЁ или И ВСЕ-ТАКИ ОПЯТЬ О РУССКОМ КРЕСТЬЯНСТВЕ
|
22.11.2013 |
Несколько слов о так называемой общинности русского крестьянства
|
08.11.2013 |
ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ
|
08.11.2013 |
Галине Акбулатовой - критику современного театра
|
08.11.2013 |
ОТВЕТ НА ВОЗРАЖЕНИЕ МП за номером 308875 в Дискуссионном Клубе "Русского переплёта"
|
01.11.2013 |
ПРО СОЛЬ ЗЕМЛИ И ДРУГИЕ ЧУДЕСА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
|
30.10.2013 |
М. Горький, Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин и другие┘
|
21.10.2013 |
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СОКРЫВШЕМУСЯ ПОД НИКОМ М. П.
|
18.10.2013 |
|
21.09.2013 |
В защиту ╚молоткастого, серпастого советского паспорта╩
|
19.09.2013 |
О поруганном Маяковском замолвлю я слово
|
17.09.2013 |
Несколько слов о союзах российских паразитов
|
12.07.2013 |
Заглянул пару раз на сайт ╚Дискуссионный клуб╩ - и ужаснулся.
|
25.06.2013 |
Несколько коротких мыслей о Максиме Канторе
|
13.06.2013 |
|
1|2|3|4|5|6|7 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"