ЛИТЕРАТУРА И МЫ
ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина
16.03.2007 |
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЛЖЕНИЦЫН
|
26.02.2007 |
Несколько слов об афоризмах, как жанре прозы и средстве манипуляции
|
15.02.2007 |
|
21.12.2006 |
Человек пишущий (часть четвертая)
|
19.12.2006 |
Человек пишущий. Часть третья.
|
08.12.2006 |
|
04.12.2006 |
Человек пишущий (часть первая)
|
16.11.2006 |
МИР ДЕТСТВА - МИР СКАЗКИ - МИР ЧУДЕС
|
09.11.2006 |
|
03.11.2006 |
|
18.10.2006 |
|
17.05.2006 |
|
20.03.2006 |
|
09.03.2006 |
|
13.02.2006 |
|
27.01.2006 |
Несколько слов вдогон и по теме...
|
16.01.2006 |
Казахстан √ поле битвы мировоззрений
|
10.01.2006 |
|
20.10.2005 |
|
11.10.2005 |
Там, где много лет идет война... (о романе Валерия Горбаня "... и будем
живы"
изд-во " Андреевский флаг", Москва - 2005 год) "Потому что ты не понял главный закон командирской жизни: "Жалеть - значит, не жалеть" В. Горбань "... и будем
живы" Книги о
войне... О мужестве и мужественные. Других настоящих книг о
настоящей войне не бывает. Но первых больше. Потому что писать о мужестве
своих
героев - это и почетно, и удобно, и прибыльно для писателя. Каждый из тех,
кто
создает литературный образ, достойный подражания, вольно или невольно
наделяет
персонажа собственными качествами характера, видит в нем частичку себя
самого,
любуется собой и потому, в конце концов, лукавит перед читателем, даря ему
очередную поделку, способную украсить незатейливую жизнь потребителя
напечатанных на бумаге слов. Мужественных книг о войне мало. Потому что
подобные произведения требуют от автора качеств, которые у большей части
литераторов просто-таки отсутствуют: объективности оценки пережитых героем и
самим автором событий, основательной глубины понимания происходящих во время
войны процессов и осознания того, что на всякой войне каждый из его
участников по своему прав. Наиболее ярким и знаменитым литературным
произведением, которое можно признать мужественным, являются очерки Льва
Николаевича Толстого о Крымской войне, больше известные, как
"Севастопольские
рассказы". И эта вот
книга...
"... и будем живы" Валерия Горбаня. Рассказ о
той
первой Чеченской войне России на Кавказе в конце 20 века, которую, как знает
весь мир, развязал ельцинский Кремль по приказу "новых русских" нефтяных
магнатов, полив кровью русской эту некогда цветущую землю, навеки озлобив
друг
против друга два и ранее не очень-то мирно уживающихся народа. Рассказ
настолько правдивый и честный, что при чтении этого романа то и дело ловишь
себя на мысли отбросить книгу в сторону и отдохнуть от ужаса и боли, стекающих в твое сознание с
ее
страниц. Рассказ (не считая предисловия) о сорока пяти
днях
работы магаданского ОМОНа в Грозном лицом к лицу с ненавидящими и убивающими
ребят чеченскими боевиками, с изменниками-генералами за спиной и с верными
боевыми товарищами плечом к плечу, принимающими смерть от рук тех, кого им
не
разрешено признавать врагами, как принимали ее наши отцы и деды, стоявшие
против фашистов насмерть. Ибо чеченцы, по закону, русским .
сограждане. Признаюсь, я
прочитал довольно много книг об этой страшной из-за своей подлой нелепости
войне. И все они были о мужестве русских солдат, о том, какие они патриоты и
как они по-настоящему любят Родину, гибнут во имя России. Книги порой очень
хорошие, написанные профессионально, со знанием дела
описывающие и баталии, и смерти. Видел прекрасный фильм "Блокпост" о том
самом любимом на Руси русском генерале, что ловко изрекал тосты во всех этих
"Особенностях
национальной...", а потом вподлую сдавший русского солдата на растерзание
чеченским старикам. Проникнулся в гениальную киноленту "Война", где суть
взаимоотношений русского Ивана-дурака с
европейцами-прохиндеями и с вовсе не рыцарями Кавказа боевиками-чеченцами
показана с предельной откровенностью. Смотрел и подлую по своему отношению к
собственной Родине, изменническую картину "Мусульманин". Даже писал
рецензии на все эти книги и фильмы о мужестве и немужестве их персонажей. И
вдруг - наткнулся на "... и будем
живы"... И понял:
ничего
о той проклятой войне Ельцина с Дудаевым я не знал раньше, судил о
происходившим в России из обжористой Германии с высокомерием и спесью,
чем-то
походя на иного европейца, почитающего себя вправе судить российские народы
за их "варварство" и
"отсутствие
демократии". Понял, что на войну в Чечню солдаты и
ОМОНовцы
идут не так, как шли в Афганистан наши старшие дети (по принуждению тогда
было,
хотя и внешне добровольно), не так, как шли на Великую Отечественную наши
отцы
и деды (защищать Родину), а... иначе... как ходят только российские солдаты
на
войну в Чечню: непонятно зачем, но воевать надо. Потому что если не
воевать с Чечней, то и России всей хана. Почему? А ведь с налету и не
объяснишь...
читать "... и будем живы" надо. И не
пропускать
самого начала, где действие происходит в Находке, куда приехал Игорь, далее
в романе
командир магаданских ОМОНовцев майор по кличке Змей - в поисках двух
бандитов, а сталкивается с... чеченской мафией, терроризирующей весь город и
край. То есть линия обороны Руси от ставшего в одночасье агрессивным Востока
проходит вовсе не по окраине города Грозный, где впервые магаданские
ОМОНовцы
встретились лоб в лоб с сеющими смерть из автоматов боевиками, а в сердцах
каждого из россиян, живущих даже в таком многотысячекилометровом далеко от
Кавказа. Страшная правда, на которую откровенно закрывают
глаза и правители Руси, и простые подданные: мафиозные структуры, среди
которых
самой мощной является националистическая чеченская мафия, разделили страну
на
сферы влияния и подчинили себе все структуры власти не только в Москве, но и
на
далекой периферии, прокуроры города и области "кормятся" из рук тех, кто
грабит опустившийся до скотского состояния русский народ и, ограбляя
его, передает деньги чеченским боевикам, чтобы те убивали последних русских
героев и богатырей. Ибо
признавать
своими соплеменниками и братьями по крови тех самых мужчин в очереди, что
прятали глаза, когда наглый чеченец-мальчишка Джабраил по кличке Жаба
пытался
затащить силой в машину русскую девушку, не хочется почему-то. Тем
более, что среди них оказалось немало хабаровских
милиционеров.
Недаром этот самый мальчишка, оказавшись в тюрьме и чуть не убитый там
русскими
бандитами, уходя из камеры под охраной вертухаев,
обернулся к ним и сказал: "- Что вы на меня наезжаете? Чем вы лучше
нас?
Мы хоть чужих режем и грабим. А вы за что здесь сидите? У своих стариков
воруете. Своих девушек позорите.
Своих
земляков бьете и грабите. И,
презрительно
усмехнувшись, ушел". Как точно
сказано! И не только про бандитов, которые оказались на кичи
только потому, что не повезло им вовремя "отмазаться" от правосудия, но
и
практически про весь современный русский народ, смотрящий глазами холопьими
на
нынешних хозяев жизни, состоящих в России сплошь из людей со смуглой кожей и
черноволосых. Ибо, как ни обидно это звучит для русского уха, а Жаба прав:
не
стоит народ-раб в его глазах сочувствия и сожаления, не достоин он ни
уважения,
ни того, чтобы получать чеченцу от русского человека пинка.
Жаба - щенок и нахал, подлец и насильник - чувствует себя
выше русских потому, что он кормит и вооружает на русские деньги тех самых
боевиков, которые уничтожают цвет русской нации, который едет на Кавказ с
желанием навести порядок в чеченском доме, но, в конце концов, страдающий и
умирающий там просто так - для того, чтобы война эта длилась и длилась
бесконечно. Какая страшная и всеобъемлющая мысль! Мысль человека,
прошедшего сквозь кровавую человеческую мясорубку и понявшего, что целая
череда
подвигов, совершенных его боевыми товарищами и им самим нужна была лишь сама
по
себе, вне контекста жизни его народа, его страны, бессмысленная для всего
человечества, для России и для Чечни. Потому что напрямую
в
романе не сказано, но суть представленных в книге "... и будем жить"
противоречий заключена в том, что народу-предателю противостоит народ-герой,
то
есть два обреченных на взаимоуничтожение народа (русский - на всей
территории
России, чеченский - на Кавказе) выступают в романе, словно в древнегреческой
трагедии два главных героя: живут и ждут безвременной кончины, которую им
несет
неумолимый Рок. Магаданский
ОМОН готовится к будущей схватке на Кавказе добросовестно. Читаешь - и
словно
видишь перед собой кадры из американских фильмов, повествующих о подготовке
зеленых беретов и прочих душегубов к будущим
подвигам.
Веришь, что только так возможно подготовить к будущим схваткам насмерть
будущих
чистильщиков Кавказа. Знаешь, что Валерий Горбань знает свое дело, что
вырастил
он не одну смену боевых солдат и офицеров, понимаешь, что профессия ОМОНовца
слюнтяйства не терпит, что от уровня боевой подготовки
ребят, которые вот-вот уйдут в кровавую мясорубку Чечни, зависит и его
жизнь.
Осознаешь, что, мучая солдат на тренажерах, майор Змей спасает тем самым
жизни
этих молодых красивых и сильных парней, у многих из которых и детей-то еще
нет,
и мамы еще молоды. И понимаешь, что не всем из этих добрых молодцев
доведется
вернуться к детишкам своим махоньким и к разом
постаревшим от переживаний мамам... Дэн вернется
с
раздробленным разрывной пулей позвоночником, парализованный и с желанием
(вопреки очевидному) выздороветь и жить. Ему
выстрелит
в спину чеченка Мадина, которой сказали, что это русские разнесли в клочья
ее
дом с находящимися внутри него детьми и мамой. И Мадина не поверит своему
соплеменнику милиционеру Дауду, что это новые ее хозяева, которые учат ее
безропотно повиноваться приказам араба-наставника, виновны в гибели ее близких. Ибо Мадина - дочь народа-героя истинная, она
уничтожает русских солдат не только пулями но и
чарами,
приводя их в свой дом и отдавая в руки душителя Ахмета. Она переступила ту
самую черту, когда герой (героиня) превращается в чудовище, как случилось
это
раньше с Ахметом, который изнасиловал и убил свою старую учительницу,
изнасиловал и лишь случайно не добил свою одноклассницу Людмилу, которую
любил
в школьные годы так, что готов был порвать с собственным родом.
Русский
герой
по кличке Дэн и чеченские герои Мадина и Ахмет...
Первый
парализован и недвижим, как Илья Муромец, но полон надежды на выздоровление,
уверен, что ноги послушались его и в первый раз шевельнулись - на этом
читатель
прощается с ним. Враги Дэна здоровы, сильны физически, но душевно мертвы.
Ибо
наступил момент, когда уходящая из города в горы Мадина чувствует, что все
ей в
этом мире безразлично, она не верит ничему, не хочет жить, но продолжает
существовать по инерции. Для нее и для всего чеченского народа наступает
момент
некого отупения, не понимания того, что героизм иссяк в борьбе с гигантской
державой по имени Россия, которая живет внешне
подчиняясь Москве с набившими ее пузо предателями, но в богом забытых углах
своих отыскивает все новых и новых героев, способных идти на Кавказ на войну
христиан с мусульманами просто потому, что так повелось на
Руси исстари: следует настоящим мужчинам идти на войну с погаными и спасать
из
полона русских людей. Следует - и тут ты хоть лопни!
Героизм
чеченцев в книге Валерия Горбаня какой-то средневеково-показушный,
приправленный обилием всякого рода условностей и традиций. С выпячиванием
подвигов и сокрытием сопутствующих героическим деяниям мерзостей. Героизм ОМОНовцев, вэвэшников и других российских солдат
(кстати,
представителей не только русской, но и других наций, вплоть до чукчей и
немцев)
какой-то бытовой, естественный, с диким озлоблением по ходу боя (сцена
выхода
из бетонной ловушки полка БТР-ов под руководством оставшегося в живых
комбата),
а потом с идиотскими шутками и вообще с поведением преглупейшим, с
пониманием
того, что убивать пленных нельзя. Последний факт особенно
примечателен,
ибо на страницах романа то и дело мелькают сцены того, как чеченцы
перерезают
пленным горла ножами, душат их веревками. И это - одна из множества деталей,
которая показывает, что война в Чечне - это противостояние двух культур...
точнее культуры и антикультуры, христианской Руси и прикрывающегося внешними
проявлениями мусульманства
сторонниками
первобытного варварства. Если кто-то
помнит, Магадан и вообще все, что находится на Руси далеко от железной
дороги,
звалось по-своему, отдельно от Большой земли. Таковой прозывались
те пространства России, что были связаны c Москвой железной дорогой. Чечня, расположенная в
одном
из самых густонаселенных районов России, рядом с железной дорогой и
пересеченная некогда автомобильными трассами всесоюзного значения, стала
благодаря
Дудаеву, кремлевским предателям и тем событиям, что легли в основу
сорокапятидневного повествования В. Горбаня, территорией, с которой не
только
вся остальная Россия, но и весь мир
кажутся Большой землей. То есть Россия изменилась так, что уже
Магадан
стал частью Большой земли, а поездка на Кавказ превратилась в боевую
командировку. Магадан из места ссылки и столицы политических лагерей
превратился в зону отражения чеченской и вообще исламской агрессии, то есть передовым рубежом,
местом
сбережения сил русского народа, которому вскоре предстоит либо отразить свих
извечных врагов с Востока и с Запада, либо навеки
исчезнуть. При
прочтении
романа В. Горбаня "... и будем жить" начинаешь
верить в будущее России. Потому что роман сей - документ, сродни
"Севастопольским
рассказам" Льва Толстого, повторяю, рассказавшего честно и беспристрастно
о
поражении русской армии в Крымской войне, которая поставила Россию на
колени,
превратила, как казалось тогда, некогда величайшую империю мира в задворки
Европы. Но ведь выжили наши предки! Да еще как выжили! Прирастились
Казахстаном
и Средней Азией, подняли уровень производительности труда в короткий срок в
десятки и сотни раз, догнали и перегнали большинство стран Европы по уровню
промышленного и сельскохозяйственного производства. То есть Крымскую войну
проиграл Санкт-Петербург, а выиграл русский народ. Войну с Чечней
проигрывает
Москва. Остается спросить: что выиграет русский народ? Ответить на
этот вопрос собирается в продолжении своего романа "...
и будем живы" мужественный русский писатель Валерий
Горбань... Валерий Куклин Берлин-Москва-Берлин
|
1|2|3|4|5|6|7 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"