ЛИТЕРАТУРА И МЫ
ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина
16.03.2007 |
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЛЖЕНИЦЫН
|
|||||||||||||||||||||||||
26.02.2007 |
Несколько слов об афоризмах, как жанре прозы и средстве манипуляции
|
|||||||||||||||||||||||||
15.02.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||
21.12.2006 |
Человек пишущий (часть четвертая)
|
|||||||||||||||||||||||||
19.12.2006 |
Человек пишущий. Часть третья.
|
|||||||||||||||||||||||||
08.12.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
04.12.2006 |
Человек пишущий (часть первая)
|
|||||||||||||||||||||||||
16.11.2006 |
МИР ДЕТСТВА - МИР СКАЗКИ - МИР ЧУДЕС
|
|||||||||||||||||||||||||
09.11.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
03.11.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
18.10.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
17.05.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
20.03.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
09.03.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
13.02.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
27.01.2006 |
Несколько слов вдогон и по теме...
|
|||||||||||||||||||||||||
16.01.2006 |
Казахстан √ поле битвы мировоззрений Незримо на степных просторах
Центральной Азии с переменным успехом идут сегодня невидимые сражения. Еще без применения войсковых подразделений, без
грохота орудийных залпов и лязганья танковых гусениц. Но линия фронта уже
обозначена и победитель получает все, что составляет сегодня казахстанское
общество: его прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, сегодня можно
говорить о втором пришествии Ислама на просторы казахских
степей... Речь идет о
мировоззрении,
которое составляет основу любого общества. География, история и природные условия
Великой степи сформировали определенный этнический тип - казахов, народ,
населяющий огромную территорию Центральной Азии. "Засушливую
степь мог освоить только пастух, но, чтобы выжить там и процветать,
кочевник-пастух должен был постоянно совершенствовать свое мастерство,
вырабатывать и развивать новые навыки, а также особые нравственные и
интеллектуальные качества" Так, по
мнению авторитетного английского историка Арнольда Тойнби
формировалось номадическое
мировоззрение, сохранившееся наиболее полно в казахском народе представляя собою особенность казахского
исторического наследия. Имя ему -
вера в
Аруах. Этот феномен
позволял казахам обходится в духовном быту без фиксированных
канонических учений, без богословских писаний? cохранять языковое и национальное единство, избегать
религиозных
войн. Но
прежде, чем анализировать современные мировоззренческие столкновения, связанные с новой экспансией ислама, необходимо вспомнить историю
проникновения его в евразийские
степи. Первые попытки проникновение учения Мухаммада на территорию Великой Степи относятся еще
к
8 -10 векам. В 8 веке Хан Мухан в на землях Маверанахра
(современная территория Узбекистана, Кара-Калпакии
и
частично Южного Казахстана) собрал под свои знамена представителей всех
религий
и мировоззрений (манихейцев, христиан
несторианского
толка, зороастрийцев, буддистов), в белых одеяниях
поверх кольчуг и панцирей дал первый вооруженный отпор завоевателям в лице
арабов-мусульман. Но уже в 13-14 веках ислам пришел на территорию Казахстана с безжалостными армиями Тамерлана и на протяжении последующих трех веков, он закреплялся там, используя все доступные способы утверждения. Исламизация сопровождалась уничтожением традиционной казахской тенгрианской культуры. Разрушалось все, что было связано с прежней номадической культурой, то, что содержало письменную культурную память народа: стелы с руническими текстами, бал-балы, священные рощи и урочища. Таким образом предавалась забвению сама древнеказахская (древнетюркская) письменность Физическим репрессиям подвергались баксы-шаманы - носители традиционной духовности и связники с миром Аруахов - хранители исторической и культурной памяти степных народов. Народная музыка и песни, как наиболее доступная и удобная форма коллективной памяти, оказалась не угодной муллам - кобызы публично сжигались, и даже безобидная домбра долгое время оставалась под запретом. Исламские миссионеры (более успешные, чем
представители
других религиозных учений, проникающих
в
Великую Степь) таким образом, столкнулись с серьезными трудностями.Кочевники-казахи уже имели достаточно стройное
мировоззрение, отвечающее всем потребностям их носителей. Они сохраняли
коллективную и историческую память. Тогда
миссионеры ислама прибегли к достаточно простому, но эффективному трюку: они
искусно связали поклонение и почитание Аруах с
канонами ислама. Они
выжидали кочующих казахов в тех местах, где были захоронены легендарные казахские прародители и герои, там, где во время перекочевок
останавливались
кочевники для поминания своих усопших
предков. (Это было естественно для
народов ведущих кочевой образ жизни и имеющих определенные маршруты и
стоянки в
своем жизненном пространстве).
В этих местах исламские проповедники и миссионеры успешно разыгрывали роль
своеобразных носителей и хранителей памяти о предках и сказителей их
деяний. Так семена ислама
падали в Казахстане на благодатную почву... Исламские проповедники
таким образом проникали внутрь структуры
верований казахов и занимали важные позиции в иерархической системе
духовного управления казахских родов. После вхождения
Казахстана в состав России, (1731г), исламу фактически открылась
административная, имперская дорога дорога в Великую Степь.
Российской империи было "удобнее" иметь в своем подданстве не
кочевников, а более управляемых оседлых
пастухов. С целью принудительного перевода казахов от кочевого образа жизни к оседлости, по специальному указу императрицы Екатерины II, были посланы сотни татарских мулл для обращения казахов-кочевников в ислам. Расчет был прост: ислам предполагает оседлый образ жизни. Была предусмотрена система льгот и преференций, татарам на откуп были отданы целиком торговля, ростовщичество, образование и ритуальные услуги. Это привело к массовой миграции татар и узбеков в Казахстан, в результате чего создалась особая каста священнослужителей (род Кожа, ведущий, якобы, свое происхождение от самого Пророка). Произошла своеобразная "татаризация" орды. .Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем..." Писал об этом казахский просветитель, друг Достоевского, известный ученый и путешественник Чокан Валиханов. Так что, скорее ислам временно приспособился к верованиям казахов, чем вера в Аруах изменилась в пользу этого религиозного учения Оставаясь
неизменным, Аруах принимал в Казахстане внешние
формы
то ислама, то христианства, то атеизма. Со временем, эти основы начинали
частично разрушаться, лишая кочевой народ традиционных доминирующих основ исторических и духовных понятий памяти. Образование
казахов теперь строилось на основе медресе при мечетях, где татарские муллы
"образовывали"
народ в пользу ислама. Грамотность для казахов XIX века начиналась с вязи арабских букв.
Руническая письменность и великие
творения древнетюркской литературы,
таким образом, исчезали уже с памяти народа. Сохраняясь только в героических
эпосах и в поэзии народных поэтов. В советский период развития Казахстана распространение ислама в его ортодоксальной форме было надолго приостановлено. Сохранялась лишь его внешняя, обрядовая сторона, После
распада Советского Союза и
господствующей идеологии произошел всплеск религиозного
самосознания. Первая
волна спала к десятилетию суверенного Казахстана, но за указанный период
агрессивные формы религиозного догматизма оттолкнули от себя значительную
часть казахов. Тогда были избраны
иные
формы воздействия - посредством воздействия на незрелое сознание так
называемой
творческой интеллигенции страны. Исламские эмиссары принялись щедро
оплачивать теле - и радиопередачи, издание книг и газет, привлекая и
покупая все новые и новые "говорящие
головы". Арабское проникновение в
Казахстане, как нефтедобывающую страну, очевидно. Внушительные денежные
средства щедро направляются на создание инфраструктуры ислама - мечети,
медресе. Широкое распространение получила религиозная литература,
сформировалась организация обучения и паломничеств к мусульманским святыням.
Единственным реальным, сдерживающим форпостом этого проникновения, пока еще
остается традиционная вера казахов в Аруах,
принявшая в свое время мягкую форму
ислама, свободную от религиозной нетерпимости, тесно связанная с
национальным
самосознанием и народным бытоустройством. Современные политические
интересы определяют территорию
Казахстана сферой интереса всех
сторон
света. Победителем окажется тот, кто
"овладеет
массами". В нынешней политико-экономической ситуации авторитарного
государства идея исламского социального равенства окажется весьма
соблазнительной для миллионов обездоленных. Одним из вождей исламской
экспансии является генерал Комитета Национальной Безопасности Казахстана
Кайрат Сатыбалды. Он считает,
что
только ислам способен решить социальные и национальные проблемы Казахстана.
Дважды он совершил хадж в Саудовскую
Аравию, в Мекку. То есть первый раз за себя, как мусульманина, а второй - за
своего покойного отца, погибшего в автокатастрофе, брата ныне здравствующего
Президента Нурсултана Назарбаева, получившего, кстати, новый семилетний
мандат
народа на управление страной. Кайрат Сатыбалды,
представляя одну из групп влияния на политическую жизнь республики, основал
движение "Ак орда", что в переводе означает "Белая ставка", и одной
из
провозглашенных его целей является,
образно говоря, "мусульманизация всей страны" Казахстанское
общество, традиционно светское по своему духу, тесно связанное со сводом
естественных законов Аруаха, сталкивается сегодня
с
экспансией так называемого "чистого ислама". Учитывая высокий ранг и
родственные узы Кайрата Сатыбалды,
чиновники всех уровней и нанятые литераторы и
ученые
поддерживают все его начинания. К их услугам студенческие
аудитории,
страницы финансируемых государством газет и журналов,
телеканалы... В казахстанском
обществе все же существует
отчетливая позиция упорного
сопротивления ортодоксальной исламской экспансии, как политики лишения народа национальной идентификации. Это
происходит на уровне народной
"катакомбной культуры", которую выражает светское духовное движение "Аруах". Его руководитель -
художник-педагог Айдархан Сихаев подвергался
нападениям и избиению со стороны воинствующих
исламистов-вахабитов.
В числе сторонников
"Аруаха"
- представители всех слоев общества,
разных национальностей и вероисповеданий. Всех их объединяет и связывает
прошлое, настоящее и будущее казахстанского общества. Президент Назарбаев
занимает
нейтральную позицию, но его стремления по созданию столицы Астаны, как
международного духовного центра религий и духовного согласия могут быть
подорваны самым неожиданным для него
способом: изнутри, усилиями его близкого окружения. Что же
касается России, то при традиционном великорусском шовинизме, свойственном и
современному Кремлю, все вышесказанное кажется лицам, ответственным за
международную Российскую политику, не достаточно важным, а потому, мне
кажется,
не стоит удивляться, что в скором времени Россия потеряет в качестве
союзника и
верного друга вслед за Югославией и Ираком еще и Казахстан. Вот
это-то и
станет катастрофой для России окончательной, повлечет за собой целую цепь
трагедий, которые уничтожат славянскую культуру и цивилизацию.
|
|||||||||||||||||||||||||
10.01.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||||
20.10.2005 |
|
|||||||||||||||||||||||||
11.10.2005 |
Там, где много лет идет война...
|
1|2|3|4|5|6|7 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"